Моя библиотека фантастики. Часть 94. Собрание сочинений братьев Стругацких. 1 дополнительный том
Аркадий Стругацкий; Борис Стругацкий. Сценарии. «Жиды города Питера…». Сталкер/Собрание сочинений. 1 дополнительный том. М.: Текст, 1993 г. Тираж: 100 000 экз. Шесть киносценариев, пьеса, литературная запись кинофильма. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Любарова.
Содержание:
Сценарии
День затмения (киносценарий), с. 7-61. Киносценарий по повести «За миллиард лет до конца света». Как и в первоисточнике, астрофизик Малянов работает над своими теоретически существующими полостями, а проницательный Вечеровский наставляет его на путь истинный. Однако ввиду особенностей киноискусства как жанра, многие сюжетные линии изменены, а некоторым героям и вовсе не нашлось места: например, Малянов находится в разводе, бывшая жена его в действе не участвует, а лишь упоминается вскользь. Нет в сценарии и колоритной фигуры Вайнгартена, а Губарь совершил уж совсем немыслимый «кульбит», представ перед Маляновым в качестве посланника загадочной всемогущей цивилизации...
Машинопись из одноимённой папки. Киносценарий по повести «За миллиард лет до конца света». Написано в 1981 г. при участии П. Кадочникова. Первые публикации — журнальная: Знание — сила (М.). — 1987. — №№ 5–8 (это единственная публикация, в которой П. Кадочников указан в качестве одного из авторов); книжная: Пять ложек эликсира. — М.: Наука, 1990. Первоначальный вариант сценария был написан П. Кадочниковым на основе материалов и набросков, предоставленных Б. Стругацким, впервые опубликован в серии «Неизвестные Стругацкие». Впоследствии по просьбе режиссёра А. Сокурова сценарий был существенно переработан (фактически полностью переписан) Ю. Арабовым. По этому сценарию в 1988 году А. Сокуровым был снят фильм «Дни затмения».
Понедельник начинается в субботу (киносценарий), с. 62-108. Машинопись из папки «Чародеи». Первый вариант сценария, наиболее близкий к повести «Понедельник начинается в субботу»
Машина желаний (киносценарий), с. 109-149. Три человека идут через изобилующую смертельными ловушками Зону к исполняющему желания Золотому Кругу. Дойдут ли они? И что попросят?..
Машинопись (неполный комплект варианта) из папки «ПНО-сценарий». Первый вариант сценария: Сталкер доходит до Золотого круга и загадывает желание. Написано в январе 1976 г.
Отель «У Погибшего Альпиниста» (киносценарий), с. 150-200. Инспектор полиции Глебски, приехавший в отель «У Погибшего Альпиниста» по ложному вызову, остается там на ночь. За эту ночь инспектор успевает убедиться, что в отеле творится нечто странное. К тому же в эту самую ночь происходит обвал, и Глебски волей-неволей приходится остаться, чтобы решить загадку отеля «У Погибшего Альпиниста».
Пять ложек Эликсира (киносценарий), с. 201-254. Феликс Снегирёв — писатель, почти тот самый, из «Хромой судьбы». И цепочка странных событий вокруг него. Бессмертие — дар или проклятье? — во всей своей красе.
Киносценарий «Пять ложек эликсира» впервые печатается журналом «Изобретатель и рационализатор» — в июльском и августовском номерах за 1985 г. В 1988 г. издан в сборнике научной фантастики. В 1990 г. в одноименном сборнике сценариев Стругацких. Переведен на иностранные языки. По этому сценарию снят фильм «Искушение Б». «Пять ложек эликсира» — разработка одного из сюжетов, описанного в «Хромой судьбе»: история о том, как некий загадочный «эликсир бессмертия» попадает в руки обывателей, которые в борьбе за бессмертие готовы использовать все средства.
Туча (киносценарий), с. 255-300. Он, профессор Нурланн, вынуждено вернулся в свой родной город, где он вырос, где закончил школу. Где проживает его бывшая жена и уже подросшая дочь. И где, в центре города расположилась таинственная туча… Перед ним дилемма: стать на сторону военных и взрослых, и уничтожить тучу, или понять детей, которые видят в ней своё будущее…
Киносценарий Стругацких «Туча» (по мотивам повести «Гадкие лебеди») впервые был напечатан в журнале «Химия и жизнь» с августа по октябрь 1987 г. (номера 8, 9 и 10).
«Жиды города Питера…», или Невеселые беседы при свечах (пьеса), с. 301-342. Времена перестройки. В некую питерскую квартиру среди ночи приходит Чёрный Человек и приносит повестку.
Одна из самых сильных пьес в современной драматургии. И, к сожалению, очень актуальная. И не только в отношении еврейства. Учитывая количество межнациональных конфликтов, вместо первого слова можно подставить любую другую национальность.
Сталкер (литературная запись кинофильма)
Борис Стругацкий. От автора сценария (статья), с. 345-346. О фильме «Сталкер». Датировано 16.03.1992.
Сталкер (литературная запись кинофильма, записали Яна Нагинская, Александр Мирер), с. 347-381.
Публикации (составил А.Л. Керзин), с. 382.