Моя библиотека фантастики. Часть 49. Герберт Уэллс. Собрание сочинений в 15 томах. Том 4
Герберт Уэллс. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 4. М.: Правда, 1964 г. Тираж: 350 000 экз. Два внецикловых романа. Внутренние иллюстрации П. Пинкисевича.

Содержание:
Война в воздухе (роман, перевод Н. Высоцкой, В. Ефановой, М. Мироновой), с. 5-292. Этот не самый известный роман Уэллса относится к его лучшим книгам и является подлинной жемчужиной научной фантастики.

Задолго до начала Великой Войны (позже получившей название Первой Мировой), когда все были уверены, что эпоха массовых кровопролитий уже позади, Уэллс с научной точностью и с памфлетной злостью предсказал грядущую тотальную бойню.

Он не ошибся ни в чём (даже в том, что войну начнёт императорская Германия), а отклонение реальности от предложенного сценария приключилось лишь потому что воздухоплавание развивалось не такими быстрыми темпами, как полагал Уэллс. В самом деле, если бы цеппелины и «фарманы» появились на десятилетие раньше, мировая война пошла бы не по линии окопов, а именно так, как предположил Уэллс: ковровыми бомбардировками городов и коммуникаций. И точно также, как в реальности возникла патовая ситуация «окопной войны», воздушные флоты не могли бы удержать контроль над разрушенными территориями.

Как в романе, так и в реальности, выиграть войну по старинке, лишь при помощи армии, в новых условиях было невозможно. Тактическое и стратегическое мышление Герберта Уэллса удивительно профессионально!

Но, кроме масштабных сражений и впечатляющей картины упадка мировой цивилизации до уровня каменного века (позже другие фантасты сотни раз копировали эти описания Уэллса), в романе есть живые люди — недотёпа из английской провинции и молодой немецкий офицер. Тут Уэллс показал себя и тонким психологом и великолепным стилистом, а не только гениальным визионером и жёстким аналитиком. Соотношение грандиозных панорам и реакции на них маленького, заурядного — но очень интересного — человечка выдержано безупречно.
Освобожденный мир (роман, перевод Т. Озерской), с. 295-494. Философский роман о справедливом мироустройстве по Уэллсу, в качестве катализатора сработала всемирная атомная война, разрушившая центры силы существовавших государств.

Для выживания из уцелевших глав правительств и некоторых уважаемых людей (в т.ч. учёного Холстена, который и изобрел «управляемую радиоактивность» был создан Совет, провозгласивший Всемирную Республику. Процесс военных действий показан мало, — не более, чем антураж для перехода к новому мироустройству. Интересно, что автор закончил труд незадолго до начала Первой мировой войны, а временем действия всемирного конфликта с применением атомного оружия указал середину 1950-х годов, когда вполне могла разразиться уже Третья мировая и как раз — с применением оружия массового уничтожения.

Конечно, мир на тот момент показан автором несколько наивно — есть аэропланы и авто с небольшими атомными двигателями, есть естественно атомные бомбы, но отсутствуют боевые машины, а вооружением аэропланов служит винтовка пилота. Хотя в мире, где не было мировой войны до момента изобретения атомной энергии, вполне могли пустить средства на коммерческое использование, а в качестве оружия ограничиться производством сугубо атомных бомб.

Уэллс жёстко продвигает социальные утопические теории, целесообразность которых очевидна — устранение общества, порождающего конфликты, всеобщее универсальное образование, развитие творческих способностей человека за счёт научных методов в производстве продовольствия и промышленности. Также интересно, что автор поднимает проблему занятости людей после изобретения и внедрения дешёвой энергии и гарантированного справедливого разделения собственности — весьма жёстко прошелся Уэллс по «политикам» и «законникам» в сфере права собственности, их влияние нивелировано, особо наглых карают. В новом мире для занятости людей прививают интерес к ручной работе — резьбе по дереву, шлифованию камня и пр., направленным на украшение окружающего мира.

В целом роман в чем то наивный, в чем то вполне конкретный, возможно, если люди выживут после Третьей мировой, прогноз автора по созданию Освобождённого мира реализуется. Не обязательно должна быть всеобщая деградация без последующего периода улучшения человеческого сообщества.