Из истории Челябинска. 1736 год
Самигулов, Г. Х. Из истории Челябинска. Кн. 1. Крепость и провинциальный город с 1736 по 1781 год. Челябинск : Каменный пояс, 2015:
25 августа 1736 года отряд полковника А. И. Тевкелева отправился от Миасской крепости (ныне село Миасское). Через неделю полковник докладывал в Екатеринбург: «…сего сентября 2 дня на реке Миясе в урочище Челяби от Мияской крепости в 30 верстах заложил город, где оставя для строения оного Челябинского городка и кошения сена надежную команду, регулярную и нерегулярную и несколько мужиков, сего же сентября 10 дня прибыл я с командою моею в Чебаркульскую крепость благополучно…»
Достраивал крепость, насколько можно судить по документам, полковник Павлуцкий. Челябинская крепость была заложена не на прямой дороге между двумя Чебаркульскими и Миасскими укреплениями. Вероятно удобного места на относительно прямом пути от Миасской к Чебаркульской крепости найти не удалось, поэтому был выбран компромиссный вариант — новую крепость заложили на одной из окольных дорог, но при этом на броду через реку Миасс.
Автор первого историко-статистического очерка г. Челябинска А. Орлов писал следующее: “Чтобы более обезопасить восточные границы России от набегов киргиз и иметь лучшее наблюдение за действиями башкир, повелено было в пожалованной земле тархану Шаимову построить на границе между киргизской степью и его землею 6 крепостей: Чебаркульскую, Уйскую, Коельскую, Челябинскую, Еткульскую и Миасскую (составивших так называемую “Старую Оренбургскую линию”)”. Н. М. Чернавский, уточняя приведенные А. Орловым сведения, писал, что, действительно, башкиры просили В. Н. Татищева для защиты от набегов казахов (киргизов) разрешить им устроить крепости на реке Миасс и озере Чебаркуль, “но затем, ввиду происшедшего бунта, речь могла идти уже не о разрешении башкирцам строить крепость против киргизов, а об устройстве чисто русских укреплений для защиты от самих ненадежных башкир”.
Стена Челябинской крепости представляла собой заплот, опирающийся, для большей устойчивости, на треугольные срубы (клети, или быки). Внутри крепости находились казармы, склады, пороховой погреб, батареи и командирский дом. С трех напольных сторон крепость огораживали ров, рогатки и надолбы. Через реку Миасс был переброшен мост на свинках (срубах, заполненных балластом). Наличие удобной переправы являлось желательным условием для устройства «острожка», а мост был поставлен в том месте, где можно было спокойно перейти реку вброд — там было каменистое дно и глубина летом не превышала полуфута (менее 40 сантиметров).
В промемориях (донесениях, записках), написанных А. И. Тевкелевым архимандриту Далматова монастыря Порфирию из строящейся Челябинской крепости, с 5 по 20 сентября 1736 года по старому стилю, то есть практически с первых дней строительства Челябинска, говорится о крестьянах Далматова монастыря, записавшихся на жительство в новой крепости: «И оныя крестьяня, по силе помянутого Ея Императорского Величества имянного указу, при означенной Чилябинской крепости для житья определены, и под [д]воры места отвести им велено, и ныне для забрания жен их и детей и скарбу своего також и для собрания с пол[ей] посеянного их хлеба и продажи хоромного строения отпущены в означенныя их жилища на срок сентября по 15 число. Того ради тебе пречеснейшему отцу архимандриту Перфилию з братиею, по силе помянутого ея императорского величества указу, вышеписанных крестьян ко означенному сроку в Челябинскую крепость выслать для селения, не чиня им никакова препятствия или задержания, дабы они могли заблаговременно к зиме исправитца хотя малым строением и заготовлением сена».