Category:

Моя библиотека фантастики. Часть 19. Чёрный столб

Черный столб. Составитель: К. Андреев. М.: Знание, 1963 г. Тираж: 315 000 экз.

Иллюстрация на обложке А. Брусиловского.

Содержание:

Е. Войскунский, И. Лукодьянов. Чёрный столб (повесть), стр. 3-109. Рассказ об судьбе Александра Кравцова – активного участника событий по укрощению мировой катастрофы, связанной с бурением сверхглубокой скважины.

Т. Корнев. О повести «Чёрный столб» (статья), стр. 109-113

Анатолий Днепров. Разговор с чужой тенью (рассказ), стр. 114-133. Можно ли создать полную копию человека, его модель, сколь угодно близкую к натуре? Есть две точки зрения на проблему. Профессор Касьянов считает, что создать такую модель возможно. А его оппонент доказывает, что имитировать можно только человеческое мышление. А чувства, эмоции, душа лежат за пределами машинного моделирования. И не было бы этим спорам конца, если бы в институте не появилась новая лаборантка, Галина Евгеньевна Гурзо.

И. Миронов. Двое под гамаком (рассказ), стр. 134-149. Молодому журналисту Игорю Подольному шеф дал задание: взять интервью у академика Игоря Ренского, в лаборатории которого сделана машина имитирующая глаз человека. Трудность состояла в том, что сам академик никогда не разговаривал с журналистами.

А. Азимов. Хоровод (рассказ, перевод А. Иорданского), стр. 150-169. В 2015 году на Меркурий прибыли Донован, Пауэлл и Робот СПД-13 для расконсервации станции на рудниках. Для починки солнечной батареи люди послали робота на ближайшее селеновое озеро. Но робот не возвращался пять часов и товарищей охватило беспокойство. Уловив коротковолновый сигнал от СПД-13, они узнали, что робот по непонятной причине бешено бегает вокруг озера.

А.П. Мицкевич. Роботы — что они могут? (статья), стр. 169-175.

Н. Разговоров (1920-1983). Четыре четырки (повесть), стр. 176-220. Известно, что «четыре четырки, две растопырки, седьмой вертун — это бусука». Также известно, что «бусука — лучший друг тида». Неизвестно главное: что такое «бусука»?

В.В. Парин. Я признателен академику Ару… (статья), стр. 220-221.

Артур Кларк [1917-2008, справка об авторе], стр. 222

Артур Кларк. По ту сторону неба (цикл рассказов, перевод Л. Жданова)

Специальный груз, стр. 223-226. Первые искусственные спутники были очень близки от Земли, а три станции, составляющие огромный треугольник трансляционной цепи, расположились на высоте в двадцать две тысячи миль точно вокруг экватора. Место размещения технического персонала и бригад монтажников было примитивным, и космонавты обрадовались отправляемым им с Земли душу, надувной комнате отдыха, библиотеке микрофильмов, магнитному бильярдному столу. Но при подлете посылки...

Пернатый друг, стр. 226-230. Первые искусственные спутники были очень близки от Земли, а три станции, составляющие огромный треугольник трансляционной цепи, расположились на высоте в двадцать две тысячи миль точно вокруг экватора. Место размещения технического персонала и бригад монтажников было примитивным, и космонавты обрадовались отправляемым им с Земли душу, надувной комнате отдыха, библиотеке микрофильмов, магнитному бильярдному столу. Но при подлете посылки...

Сделайте глубокий вдох, стр. 230-233. На станции не было окон, чтобы оглядеться, зажглось батарейное аварийное освещение. Все главные воздушные выходы закрываются автоматически при падении давления. Они и закрылись. Некоторое время мы могли жить в нашей собственной атмосфере, даже если она не будет обновляться. К несчастью, постоянный свист указал на то, что воздух где-то утекает из кабины. Не было способа узнать, что случилось со станцией. Выход был нестандартным...

Космическая свобода, стр. 233-237. Если бы здесь, на космической станции, не рассылали сообщения по всему Земному шару, подумайте, как бы могли большие деловые организации держать в контакте друг с другом их разбросанные по всему миру электронные мозги? Так думал уважаемый Артур Кларк в доинтернетовскую эпоху о сети ретрансляционных спутников на орбите.

Случайная встреча, стр. 237-240. Он получил назначение на Спутник Два, а Джулия отправилась на Солнечную Обсерваторию — на том же расстоянии от Земли, но на пару градусов восточнее по орбите. Так они и находились в двадцати двух тысячах миль над центром Африки, но с девяти сотнями миль пустого, враждебного пространства космоса между ними. Они начали думать о мосте через пучину, разделившую их. И тогда он влез в свой скафандр, привязал себя к скутеру, и отчалил от станции на минимальной мощности.

Зов звезд, стр. 240-243. Мы обитали в море миллиарды лет, прежде чем решили посмотреть сушу. Теперь мы делаем следующий большой скачок — небольшой, но отважный флот собирается бросить вызов бесконечности. Прошло всего сорок лет с тех пор как были запущены первые спутники, и Луна казалась тогда ещё очень далекой. Но отец героя рассказа боролся за то, чтобы он остался на Земле.

Артур Кларк. Из солнечного чрева (рассказ, перевод Л. Жданова), стр. 244-251. А вы уверены, что на солнце нет жизни?

В. Сафонов (1904-2000). Пришествие и гибель Собственника (фантастический памфлет), стр. 252-269. Собственник провозглашал свою собственность табу для всего человечества. Он окружал ее рвами, бастионами, колючей изгородью. Да, да, чтоб никто не переступил священной черты. И помогали ему группы людей, не делавших ничего и только носивших с собой нелепые и устрашающие машины для убийства. Такие машины выделывались массами в эпоху религиозной морали и кодексов, запрещавших убийство.

О научной фантастике. 

С. Ларин. Пафос современной фантастики (рецензия), стр. 270-279. Рецензия на книгу Ю. Рюрикова «Через 100 и 1000 лет». Книга Рюрикова не просто работа обзорного характера, анализирующая ряд научно-фантастических произведений последнего времени. Основное внимание критика сконцентрировано вокруг одной из центральных проблем современной фантастики - на вопросе о том, как она изображает человека будущего. В этом смысле его работа в чем-то сродни самим произведениям фантастов. Сопоставляя характеры героев книг, созданные писателями-фантастами, с данными науки, исследованиями, экспериментами ученых, психологов, социологов, с рассуждениями философов, Ю. Рюриков стремится как бы вслед за писателями спроецировать на своем экране облик нового, грядущего человека. Книга привлекает широкой эрудицией автора, свободной манерой разговора, который он ведет с читателем, умея о самых сложных и мало изученных наукой понятиях и гипотезах говорить просто, увлекательно, ярко и образно. Эти достоинства книги тем более дороги, что автор ее в нашей весьма небогатой критической литературе о фантастике идет, что называется, по первопутку.

В. Травинский. Раскроем сборник «Фантастика, 1962 год» (статья), стр. 280-285. Фрагмент статьи, описывающий повесть братьев Стругацких «Попытка к бегству». Приводится мнение, что это лучшее из всего, что написано Стругацкими до сих пор.

М. Емцев, Е. Парнов. Лабиринт чудес (статья), стр. 286-291. Рецензия на фантастическо-шпионскую повесть бакинских писателей Е. Войскунского и И. Лукодьянова — «Экипаж Меконга».

Об авторах научно-фантастических произведений, стр. 292


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.