yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote,
yuvlatyshev

Походы 1978 года

В мае 1978 годы мы большой разношёрстной компанией на майские праздники отправились в поход на Малый Таганай. Было нас человек 8.

В 1978 году я ещё ходил три раза в походы по горам Южного Урала, но предпочитал компанию поменьше - 3-4 человека. От такой толпы что-то я утомился.

20  мая я, мой друг Витя и моя жена отправились в поход до Круглицы. Утром сели в электричку и доехали до Златоуста. За полтора часа дошли до реки Б. Тесьма. Пообедали и пошли в сторону горы Круглица. Этот путь занял у нас шесть часов. Поставили палатку, а на следующее утро поднялись наа гору Круглица. Подъём занял около полутора часов.   На обратном пути мы собирались подняться на Откликной гребень. По склону горы Круглица за один час спустились до так называемого "Чёртова пальца" - торчащей скалы.  Снег уже почти сошёл.  Расцвели красивые горные весенние цветы.

Только в тени лежали небольшие сугробы. Но вдруг мы наткнулись на снежную стену.

Это были остатки какого-то зимнего ночлега. Под палатку наложили много лапника, который и предохранил этот участок от таянья. Можно было представить, сколько снега было в этих местах зимой. От "Чёртова пальца"  до Откликного гребня по небольшому плато ходьбы минут 30-40. Но неожиданно надвинулся туман, и мы потеряли тропинку. В результате путь до Откликного гребня занял у нас пять часов. Туман так и не рассеялся  и следующим утром. Мы не стали подниматься на самую высокую точку горы Откликной гребень, поднялись только  до скал, образующих гребень  и пошли в сторону Златоуста. От Откликного гребня до Большой поляны минут 20 ходьбы, а оттуда до подножия Малого Таганая - около часа. Ещё час занял переход до реки Б.Тесьма, где мы и пообедали. Успели на электричку на 13.05.

15-18 июня 1978 года мы с Витей и ещё двумя девушками сходили в поход на гору Ицыл. Должны были ещё пойти двое - моя жена и мой бывший коллега по институту, но,по разным обстоятельствам, они не смогли принять участие в этом походе.   15 июня доехали  поездом «Челябинск-Вязовая» до Златоуста. Поезд прибыл в Златоуст вечером в половине одиннадцатого.  Уже  смеркалось, но мы решили ночевать за городом. Остановились у реки Б.Тесьма уже в первом часу ночи. Ночь была такая ясная, что шли без фонариков. На следующий день утром дошли за три часа до тропы, ведущей к горе Круглица. Остановились на обед. Началась сильная гроза, которая быстро кончилась. Но мы всё-таки промокли, пришлось сушиться у костра. Вышли в строну горы Ицыл только в 6 часов вечера. В том месте, где дорогу пересекает просека, а слева в лесу видны скалы «Три брата», свернули по просеке направо. Подошли к реке Кеалим. Перекинули ствол березы и переправились на другой берег. Немного поднялись по просеке и устроились на ночлег. Была уже половина десятого вечера. На следующее утро после завтрака немного поднялись вверх до конца леса, оставили рюкзаки и поднялись на вершину горы Ицыл (1051-1069 метров), но до самой высокой точки не дошли. Вершина Ицыла была не такая эффектная, как Круглица, Большой Таганай или Откликной Гребень - относительно плоская вершина, усыпанная огромными камнями.  На восточном склоне Ицыла  колыхалась темнохвойная тайга.  Спустились с горы, взяли рюкзаки и пошли вниз к дороге  от Кеалимского кордона к реке Куштумга.  Нам нужно было пройти 20 км от горы Ицыл до реки Куштумга. После обеда дошли до перевала через Уральский хребет. На перевале скала – «Нос корабля». С перевала спустились в долину реки Каменки (или Сухокаменки) и вдоль неё  дошли за три часа до реки Куштумга. Эта река единственная в Челябинской области, где водится форель. Вдоль берегов – кусты смородины. На реке М.Таловка, впадающей в Куштумгу, есть бобровый городок. Перешли реку Куштумга по переброшенным через неё брёвнам. Дальше по просёлочной дороге обогнули гору и спустились  к озеру Тургояк. Ночевали около лагеря Ильменской турбазы. Ночью замучили комары.  До 12 часов следующего дня дремали, купались, а потом пошли в сторону  посёлка Тургояк. Оттуда автобусом до Миасса. Из Миасса ехали в Челябинск на электричке, забитой туристами, возвращающимися  со слёта туристской  песни. За чистое время ходьбы (18 часов) мы прошли 72 км.

В июле втроём - я, Витя и Саша Бабанко из нашего инститтуа, пошли в поход на гору Нургуш - самую высокую гору в Челябинской области - 1,406 км. Это было 21-23 июля 1978 года. От г. Сатка на автобусе доехали до "березового моста", 3 км прошли пешком, на лесовозе доехали до посёлка Магнитный,  а потом на попутном автобусе с туристами Ильменской базы доехали до озера Зюраткуль - это самой высокогорное озеро в Челябинской области - на высоте около 724 метров. От САтки до озера Зюраткуль 20-25 км. Попросили сторожа базы отдыха "Магнезит" перевезти нас на другой берег. Там и переночевали. Утром поднялись но гору Нукуш (ещё её называют Лукуш). Высота - 1012 метров.  При подъёме Саша чуть не сорвался с большого камня, но обошлось. По дороге к горе Нургуш  встретили двух местных мужичков, которые немного нас напугали рассказом о бродящих в окрестностях медведях. Когда мы поднимались в гору, то видели какие-то странные протопанные тропинки. Оказалось, что это какой-то местный житель постоянно устанавливает там небольшие капканы на кротов. Гора Нугуш представляла собой большое плоское плато, размером в несколько футбольных полей. Вид отттуда открывался прекрасный: внизу было озеро Зюраткуль, а вдалеке высокие горы на территории Башкирии.   Переночевали на хорошо обустроенном привале вместе с двумя местными мужиками, а на следующий день вернулись в Сатку.

23-24 сентября 1978 г. мы вдвоём с Володей Соболевым сходили в поход от озера Тургояк до Златоуста через хребет Средний Таганай. Утром 23 сентября мы доехали на электичке до Миасса, а затем автобусом до пос. Тургояк. Через четыре часы мы уже были около реки КУштумга, где и пообедали. Ещё три часа занял подъём к подножию Среднего Таганая. Там устроили ночлег. Погода была потрясающе тёплая, а окрестности утопали в желто-оражевых красках лиственных деревьев. На следующее утро часа за три пересекли хребет и дошли до водохранилища на реке Большая Тесьма. В целом мы прошли за 12 часов 48 км.