Categories:

Март-май 1970 года. Курсовая работа.

На четвертом курсе было распределение по кафедрам и я выбрал кафедру высокомолекулярных соединений. Раньше я хотел специализироваться по органической химии, но не пожалел, что сделал такой выбор. Моим руководителем была Лирова Бэлла Ивановна, ей тогда было 29 лет. Я даже был немного влюблён в неё. К курсовой работе я должен был приступить ещё осенью, но из-за переезда химфака в новое здание, я это смог сделать только весной 1970 года. Кроме того,  на кафедру привезли новый инфракрасный спектрофотометр  UR-20.

Мне пришлось осваивать не только новый метод исследований, но совершенно новый прибор. В эти весенние месяцы в общежитие я приходил очень поздно - в 10-11 вечера, практически всё остальное время я проводил в лаборатории инфракрасной спектроскопии. Работать было очень интересно. По результатам моей курсовой работы даже была позднее опубликована статья в журнале "Высокомолекулярные соединения". Естественно, что статью, в основном писала Бэлла Ивановна.Но, если бы не было исследований, которые сделал я, то и статьи не было бы. А проводить эти исследования было не так уж и просто. Стекла кювет были изготовлены из кристаллов хлоридов калия и натрия, прозрачных в инфракрасной области спектра, а растворы готовились с использованием четыреххлористого углерода, также почти не поглощающего инфракрасные лучи.  Кювету необходимо было заполнить так, чтобы в ней не было пузырьков воздуха. При работе в перчатках хрупкие стекла выскакивали, несколько штук я разбил. Пришлось работать без перчаток. В результате подхватил хронический дерматит на фоне остаточных проявлений после перенесенной в 1966 году чесотки. Но, к сожалению, тогда меня это мало волновало. Успешно сделав и защитив курсовую работу (при огромной помощи Беллы Ивановны), я уже был уверен, что дипломную работу я сделаю без особого труда.

Во время подготовки курсовой работы произошёл забавный случай. В начале апреля меня пригласили на день рождения одной из наших однокурсниц. Как обычно, я пришёл из лаборатории поздно. С обеда ничего не ел, выпив водки, быстро опьянел. Полез за сигаретами, а я до этого не выкурил ни одной. Но друзья меня остановили. Сказали: "Будешь трезвый, тогда и закуришь". До сих пор им благодарен, так как после этой попытки я уже больше никогда в жизни не притрагивался к табаку. Через некоторое время я отключился, и больше ничего не помню. Друзья меня уложили спать.  Решив подшутить, привязали меня ремнем к кровати и сфотографировали. Долго после этого случая я содрогался при виде водки и вина.