yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote,
yuvlatyshev
yuvlatyshev

Categories:

Наличники Челябинска-1, статья из Гороховских чтений-2011

Оригинал взят у pellenen в Наличники Челябинска-1, статья из Гороховских чтений-2011
В. И. Таушканова
Челябинский областной краеведческий музей, г. Челябинск

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕЗНОЕ РЕМЕСЛО СТАРОГО ЧЕЛЯБИНСКА

Наше исследование резного деревянного декора — наличников, карнизов, кронштейнов и других декоративных архитектурных украшений — началось в 2009 году, когда необходимо было проводить реставрацию наличников для формирования новых выставочных экспозиций «Музей на крыше» Челябинского областного краеведческого музея. Реставрация закончилась, наличники стали экспонатами. В это время определилась тема исследования и родилось решение взглянуть на деревянную резьбу и архитектуру с точки зрения истории, истории искусства, взглядом художника и реставратора. Перед нами стояли вопросы: кто был автором и исполнителем резных декоров? чем он руководствовался, выбирая тот или иной мотив резьбы? в какой технике выполнено, и сколько сохранилось построек и декоративных архитектурных украшений в городе Челябинске? как сохранить оставшееся?
Постепенно расширились территориальные рамки исследования, нас заинтересовали деревянные строения и декор в одном из районов первых поселений русских на Южном Урале (села Бродокалмак, Алабуга Красноармейского района). Исследование не прекращалось и в 2010 году, содержание пополнилось новыми сведениями в истории резьбы, мы ознакомились с каталогом резных наличников всей России, который составила Елена Филиппова, редактор журнала «Храмы России». Подобрали и ознакомились с научной и искусствоведческой литературой крупных исследователей народного искусства. В 2011 году продолжается сбор информации о резном дереве в архитектуре города Челябинска. Автор статьи реставрирует сейчас наличник из коллекции ЧОКМ.
Теоретическим источником для нас стал труд Н. Н. Соболева1, в котором представлена стилистическая эволюция структуры русской резьбы и орнаментики на дереве. Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX до середины XX века. Рассматривались памятники резного ремесла, сохраняемые в музеях ЧОКМ, Музея искусств Челябинска, Центра историко-культурного наследия г. Челябинска (ЦИКНЧ). К сожалению, в музеях города фрагменты архитектурной пластики сохранились в крайне малом количестве. Для более полного представления о художественной резьбе рассматривались фрагменты архитектурного декора на фотографиях, открытках, в альбомах из собрания ЧОКМ, ЦИКНЧ. Знакомство с научной литературой, историческими источниками дало возможность раскрыть тему архитектурной резьбы полнее, включить в исследовательский материал народную культуру строительства жилища из дерева. Изучение деревянной резьбы в жилой архитектуре села помогло провести сравнительный анализ.
В центре исследовательской работы не музейные экспонаты, а челябинские постройки второй половины XIX — начала XX века, которые продолжают служить и использоваться в повседневной жизни. В описании не даны исторические справки о постройках (поставленные перед автором задачи и объем статьи не позволяют этого сделать).
Актуальность исследования обусловлена тем, что народное искусство и ремесло способствуют сохранению исторической памяти, укрепляют привязанность человека к его корням и среде обитания. В настоящее время стремительно утрачиваются памятники народного строительства, а вместе с ними и образцы резного декора конца XIX — середины XX века. Постройки не состоят на государственном учете как памятники архитектуры, поэтому, к сожалению, с легкостью сносятся по причине ветхости.
Изучение традиций резного мастерства в архитектуре имеет практическую значимость. Во-первых, популяризируется народное искусство с целью сохранения ценнейших образцов национальной культуры, чудом сохранившихся в старинном Челябинске, через развитие сети экскурсий. Во-вторых, реставраторы часто сталкиваются с необходимостью изучения технологий резного мастерства для восстановительных работ. Для того чтобы памятник не перестал быть тем произведением архитектуры, каким он является до вмешательства реставратора, при реставрации нужно использовать исторические технологии, присущие времени его создания. В-третьих, практические знания дают возможность использовать художественные и ремесленные традиции при сооружении жилых современных деревянных построек.
Изложение содержания включает все необходимые параметры научного исследования, то есть излагает цель и задачи. Содержание работы — это взгляд на проблему художника, который не претендует на всеобъемлющий охват задач и законченность работы в этом направлении. Содержание включает описание композиции постройки, внешней отделки жилища, резного декора, источников мотивов деревянной резьбы (на материале сохранившегося деревянного зодчества Челябинска).
Вдохновившим и определившим наши задачи является интересное объемное исследование, посвященное резьбе, архитектуре и архитектурным украшениям,— книга «Деревянное зодчество старого Челябинска» М. П. Мочаловой2. Основной акцент в книге сделан на стилистических особенностях, исторических, художественных закономерностях возникновения архитектурной традиции резьбы, приемов композиции жилого дома.
Г. А. Преображенская в 1960-е годы собрала коллекцию деревянной архитектурной резьбы, которая позже была передана в Челябинскую картинную галерею. В своей статье3 она описала архитектурные шедевры в стиле модерн конца XIX — начала XX века, которые еще существовали в то время в Челябинске. Отметила, что резные архитектурные украшения сыграли положительную роль в формировании современного облика города того времени.
Нельзя не согласиться с выводами В. Н. Москалевой4, что архитектурные традиции на Южном Урале различны: они складываются из природно-климатического зонирования, социально-экономических факторов (торговые поселения-города, города-заводы, селения на месте крепостей, сел). Москалева также убедительно доказывает, что традиции и приемы архитектурной резьбы были привнесены на Южный Урал русскими переселенцами.
Н. М. Шабалина в своем докладе5 обращается к народной резьбе, анализируя ее на основе коллекции, имеющейся в Челябинской картинной галерее. В докладе рассматриваются процессы, влияющие на стилистические особенности резьбы, и сообщается, что в коллекции музея имеется исконно крестьянская домовая и городская архитектурная резьба. «Резные узоры старого Челябинска» — так называлась выставка, посвященная к 250-летию города, проходившая в Челябинской картинной галерее. Нами рассматриваются экспонаты и этой выставки.
Мастерство создателей резной архитектуры Нижнего Поволжья и Севера раскрывает в своих трудах И. В. Маковецкий6. Автор рассматривает типы народного жилища. Изучает народную архитектуру по времени создания: до революции, в начале XX века, в середине XX века. Одной из важнейших задач при проведении своего исследования автор считает широкое систематическое изучение истоков русского народного искусства. Автор полагает, что деревянная архитектура занимает особое место в русле народного творчества и представляет интерес для ученых, архитекторов, этнографов и профессионалов изобразительного искусства.
Крестьянское искусство рассматривает В. С. Воронов7, он изучает его природу, закономерности и особенности. Утверждает важность музейного собирательства не только художественных произведений, но и бытовых, утилитарных, подлинных предметов. Обозначает необходимость изучения способов и методов изготовления.
Художественное резное ремесло — источник вдохновения ремесленника, реализующего свое художественное чутье и даже сакральную культуру творчества. Рассматриваемые в данной работе образцы архитектурной резьбы (в старых постройках Челябинска, известные по документам, фотографиям, хранящиеся в музеях), дают возможность проследить художественные предпочтения горожан, их вкусы. Возможно по крупицам, сохранившимся фрагментам, деталям представить целое, то, как выглядел город раньше. На основе собранных материалов разработана содержательная часть пешей экскурсии, во время которой зрителям представляются образцы резного декора в деревянной архитектуре города. Проект пешей экскурсии по городу, наполнение ее содержанием через исследование архитектурной резьбы в сохранившихся постройках Челябинска — это новая возможность раскрытия темы и популяризации памятников архитектуры. Таких подходов и проектов не предпринимали раньше.
Трудности при исследованиях состоят в том, что Челябинск — город, где сохранилось малое количество образцов деревянной архитектуры и архитектурной резьбы конца XIX — середины XX веков, провести на сохранившихся постройках какую-либо классификацию стиля, осуществить анализ художественного резного ремесла в развитии сложно.
Цель данного исследования — обозначить образцы архитектурной резьбы в сохранившихся постройках Челябинска конца XIX — середины XX века как воплощение материальной и духовной деятельности человека, синтезирующей в архитектуре художественное чутье, семантику, рукотворное мастерство. Поставленной цели соответствуют следующие задачи: проанализировать стилевые направления в архитектурном резном декоре; выявить художественные и ремесленные традиции в сохранившихся постройках; определить технологические приемы изготовления архитектурных деталей; определить содержание и предложить форму популяризации резной архитектурной резьбы Челябинска в виде пешей экскурсии по городу; привлечь внимание к бесценному богатству — художественной резьбе из дерева.
В первой половине XIX века начинают складываться массивы каменной застройки Челябинска, но количественно по-прежнему преобладает деревянная застройка. Однако даже в начале XX века для Челябинска типичной оставалась следующая картина: центральные площади и две-три главные улицы были застроены каменными и деревянными зданиями, которые окружали кварталы полностью деревянной застройки. Сегодня основная масса деревянных сооружений — это постройки второй половины XIX — начала и середины XX века. Представленная в настоящем исследовании деревянная архитектура Челябинска отражает главным образом позднейший период. Деревянное зодчество того времени интересно тем, что является органическим соединением, как бы сплавом характерных черт деревянной архитектуры прошедших веков, местных и даже восточных влияний. Построение резного деревянного декора наличников, карнизов, кронштейнов и других декоративных архитектурных украшений связано с самой архитектурой зданий, поэтому исследование резьбы, украшающей деревянные здания, логично рассмотреть через архитектуру строений.
Во второй половине XIX — начале XX века в Челябинске остается наиболее распространенной особенно любимая на Урале рубка бревен с остатком — «в обло». Рубились бревна и без остатка — «в лапу», но реже; иногда приемом рубки «в лапу» соединялись не округлые бревна, а отесанные и образующие гладкую поверхность стены брусья.
Элементарная конструктивно-планировочная объемная единица деревянного дома — клеть-сруб — превращается в дом с одной, двумя или более внутренними капитальными (рублеными) стенами (пятистенок, шестистенок и т. д.). Деревянные постройки, состоявшие из поставленных в ряд двух или нескольких срубов, соединялись между собой переходами и сенями. Существует такой тип — жилой дом в три окна или крестьянская изба в два-четыре окна, выходящие на улицу торцовым фасадом с фронтонным завершением. Дома лишь одной узкой, как бы официальной стороной соприкасаются с улицей, а более длинной уходят в глубь двора. Такая постановка дома (торцами на улицу) — несомненный след приемов сельской застройки. Постройки, выходящие на улицу торцовым фасадом, имеют фронтонное покрытие. В Челябинске таких строений сохранилось мало. Прием планировки палисадника перед окнами, со стороны главной улицы, восходит к первой половине XX века. Резьба, украшающая деревянные здания Челябинска, является неотъемлемой частью архитектуры. Резьбой акцентированы очертания и ритм основных форм и членений — венчания стен, обрамления и завершения окон.
Большое внимание в деревянном зодчестве отводится оформлению окон. На фасадах домов они занимают центральное место, через них осуществляется связь внутреннего и внешнего пространства. Встречается несколько разновидностей оконных проемов. Наибольшее развитие получила вертикальная прямоугольная коробка, вмещающая раму со стеклом. Места стыка оконного проема со стеной довольно уязвимы для сырости и ветра, поэтому их прикрывают накладными досками — наличниками. В их художественном решении давали возможность разгуляться фантазии. При этом богатство составления композиций было огромным. Архитектура оконных обрамлений в деревянном строительстве Челябинска имеет свою историю развития — от скромной доски, украшаемой несложной геометрической резьбой, до самой сложной резьбы и орнаментики с применением разнообразных стилевых форм. Его значение на фасаде точно соответствует этимологии слова «наличник».
Структура самого наличника проста и одновременно сложна. Он состоит, как правило, из надоконной, венчающей части — очелья, несущих — боковых тяг, которые поддерживают венчающую часть, и нижней, подоконной части. Пропильную резьбу используют в основном при декорировании относительно крупных или протяженных элементов — фризов, карнизов, полей фронтонов, словом, там, где требуется декорировать поверхность, плоскость. Резьба как бы удваивает архитектурную форму, фиксирует и подчеркивает ее границы и силуэт, обогащает и одновременно снимает ее строгую «архитектурность».
Многие деревянные здания Челябинска и декор на них, как наиболее интересные и типичные, заслуживают отдельного описания. Можно выделить некоторые особенности домовой резьбы Челябинска, через последовательное рассматривание познакомиться с различными видами резьбы, строений, окунуться в атмосферу начала XX века. Посетить «музей под открытым небом», прогуливаясь по городу. Следующие пояснения к описанию деревянных построек и резьбы стали нашими открытиями через анализ и сопоставления с образцами декора и резьбы иного региона, современных вариантов, немногие, еще сохранившиеся в городе деревянные постройки с резьбой не упоминаются в данной работе. Часть информации является общей для всех деревянных построек, другая часть характеризует конкретное здание, декор, стиль и способы изготовления. Мы начинаем наше путешествие «Домовая резьба Челябинска» от здания Челябинского областного краеведческого музея и заканчиваем здесь же. Рассматриваемые объекты указаны в порядке номеров.

ПРОДОЛЖЕНИЕ http://pellenen.livejournal.com/41113.html


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments