yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote,
yuvlatyshev
yuvlatyshev

В томе пятом про нас писали

Оригинал взят у dg048 в В томе пятом про нас писали
...в 1914 году.

P1150028=.jpg

Титульный лист пятого тома книги "РОССIЯ", 1914 год, С-Петербургъ



P1150037=.JPG

Фрагмент текста стр. 490 пятого тома книги "РОССIЯ".


Возвращаемся к главной магистрали. Далее по направлению к Челябинску линия пересекается с мостом в 10 саж. р. Биргильду и поднимается на возвышенность, на которой расположены золотые прииски Крашенинникова. Минуя разъезды Смолино и Шершни, путь на 24-й вер. достигает уездного города Оренбургской губ. Челябинска, расположенного по обоим берегам р. Миасс.

Первые русские поселения в этом крае начинали возникать, быть может, еще в конце XVI или в начале XVIII в., когда во всей силе развивалась деятельность Строгановых. Но особенно значительно заселился здешний край в начале XVIII в., когда разрешено было водворяться в нем вольным охочим людям из великорусских городов. Селений и слобод в короткой время явилось здесь много, и они получили то важное значение, что сделались главными житницами Башкирского края, когда в нем началось строение крепостей по Яику. В этих видах, по представлению Татищева, в 1737 г. повелено было образовать из слобод особую провинцию под названием Исетской. Главное управление всей Исетской провинции находилось сначала в Шадринске; потом на некоторое время было переведено в Чебаркульскую крепость, затем — в Теченскую слободу, а с 1743 г. административным центром всей Исетской провинции, согласно желанию Неплюева, сделалась Челябинская крепость, переименованная в 1787 г. в город Челябинск. Крепость эта, расположенная при р. Миасс, была основана в 1736 г. на месте башкирской деревни Челябы. Челяб — башкирское слово, означающее в переводе на русский язык ведро или бурак. Местоположение Челябинска действительно представляет ведрообразную котловину. Первоначальное укрепление Челябинской крепости состояло из небольшого деревянного острога с двумя башнями. Неплюев, избрав эту крепость административным центром Исетской провинции, приказал обнести ее всю, по обеим сторонам р. Миасс, валом, заплотом, рогатками и надолбами и устроить три башни с проезжими воротами. До 1743 г. в Челябинской крепости была только одна деревянная церковь во имя Св. Николая Чудотворца; с перемещением же сюда Исетской провинциальной канцлярии, благодаря заботам Неплюева, была построена другая каменная церковь о трех престолах, из которых главный был в честь Рождества Христова, а приделы — во имя Иоанна Богослова и чудотворца Николая. Тогда же в Челябинской крепости была учреждена ярмарка с сибирской стороны. Челябинская крепость служила опорным пунктом в северо-восточной части Башкирии для охраны слобод и заводов, основанных русскими колонизаторами и раскинувшихся по живописным, богатым берегам рек Исети и Миасса. В смутное время пугачевщины, когда взволновались башкиры под начальством Салавата, Челябинская крепость с первых чисел января до половины марта 1774 г. находилась в осаде от многочисленного скопища мятежников, в числе которых, кроме башкир, было до 9000 русских. Несмотря на неоднократные приступы и на несколько случаев внутренних беспорядков и появление изменников в гарнизоне, челябинский воевода Веревкин удержал крепость, пока прибыл на выручку с сибирскими линейцами генерал-поручик де Колонг. Освободивший Шадринск и Далматов. Разбив Пугачева под Троицком, де Колонг возвратился опять в Челябинск и оставался здесь в совершенном бездействии, несмотря на просьбы Михельсона преследовать бунтовщиков соединенными силами. В эпоху пугачевщины Челябинская крепость имела 736 чел. жителей муж. п., в том числе 243 чел. военной команды, 189 городовых казаков, вмещая в себя провинциальную канцелярию, духовное правление и ратушу. Возобновленная после пугачевского бунта Челябинская крепость в 1781 г. была назначена уездным городом Екатеринбургской провинции Пермского наместничества, но в том же году приписана к Уфимскому наместничеству и затем вскоре ограничена к состав. Оренбургской губ. В 1824 г. город посетил имп. Александр I.

Находясь в узле трех железнодорожных линий — Самаро-Златоустовской, Пермской и Сибирской, Челябинск представляет самый бойкий и населенный из уездных городов Оренбургской губ. До проведения железных путей это был жалкий русско-башкирский городишко самого заурядного, захолустного типа. Став затем на линии двух дорог, соединивших Европу с Азией, и узловой станцией на богатый Урал, Челябинск стал быстро расти и расширяться, укрепился новыми домами, общественными учреждениями и, сделавшись крупным торговым центром, привлек множество пришлого торгового купечества. Немало оживлению города содействовали переселенческое движение, для которого здесь был устроен распределительный пункт, и минувшая русско-японская война, так как здесь происходила пересадка и перегрузка всех пассажирских, большей частью воинских, товарных и отчасти санитарных поездов, вследствие чего в городе происходило громадное скопление пассажиров, офицеров, врачей, чиновников, сестер милосердия, солдат и пр. Жителей в городе числилось по переписи 1897 г. 19890, теперь же значительно более — до 30000. В городе шесть православных церквей, женский Одигитриевский монастырь (30 монахинь и 197 послушниц), старообрядческая молельня, мечеть и еврейский молитвенный дом. Учебные заведения: реальное училище, мужское духовное училище, женская прогимназия, городское трехклассное училище и четыре начальных. Бесплатная народная библиотека-читальня, народный дом и театр, городская больница, городской детский приют, попечительное общество о доме трудолюбия, общество попечения о народном образовании, общественный клуб, вольное пожарное общество. Гостиницы и номера: «Биржевые», «Варновская», «Московские», «Столичные» и «Эрмитаж». Промышленная жизнь города мало развита, но в торговом отношении он занимает видное место в Оренбургском Зауралье, главным образом по торговле хлебом, особенно пшеницей. Для ссыпки и хранения хлеба имеется частных амбаров более чем на ½ мил. пуд. Значительное количество зерна перерабатывается на мукомольных мельницах и крупчатках, расположенных по окрестностям города. В особенности выдается размерами производительности паровая мукомольня и крупчатка г.г. Степановых, в 10 вер. от города, вырабатывающая до 2400 пуд. в сутки. Ввиду того, что Челябинск занимает центр земледельческого района, в нем имеется много складов земледельческих машин и орудий. Вблизи города находится несколько винокуренных, пивоваренных, кожевенных и салотопенных заводов. Из них наиболее выдаются своей производительностью винокуренный завод гг. Покровских (500000 ведер спирта в год), скотобойни (с убоем скота, преимущественно баранов, до 80000 голов в год) и кожевенные заводы (выделывающие до 50 тыс. кож ежегодно). Ярмарок бывает три: Никольских — в мае и декабре и Ивановская — в сентябре. Предметами торга на них служат колониально-бакалейный товар, хлеб, скот, куделя, семя, битая птица, шерсть, кожи, сало и вообще продукты сельского хозяйства. Базары бывают ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. Всех торговых предприятий в городе 404, с оборотом в 7357, т. р. и 19 промышленных, с оборотом в 897 т. р. Для нужд торговли и промышленности в городе имеется целый ряд кредитных учреждений: отделения Государственного, Московского международного торгового, Русского торгово-промышленного банка, городской общественный банк и общество взаимного кредита; кроме того, имеется много торговых, посреднических и агентских контор. Положение Челябинска как передаточного пункта для европейских товаров в Сибирь и азиатских в европейскую Россию вызвало учреждение в нем таможни 1-го класса. На Челябинскую станцию железной дороги поступает свыше 30 милл. пуд. грузов, преимущественно транзитных, и отправляется со станции свыше 10 милл. пуд. Занимая выдающееся место среди станций по распределению транзитного грузового движения, Челябинская станция относительно непосредственного отправления грузов из прилегающего к ней района выдается значительными отправками партий пшеницы по прямому сообщению. Местными торговцами скупается ежегодно от 500 до 700 тыс. пуд., и, кроме того, производятся закупки представителями фирм из Ревеля, Либавы и Ростова-на-Дону. Развивающееся значение станции послужило привлечением к месту расположения ее массы пришлого населения, образовавшего с 1896 г. близ полосы железнодорожного отчуждения особый поселок Никольский, в котором уже насчитывается свыше 3000 д. об. п. При станции на средства фонда имени имп. Александра III в 1898 г. сооружена деревянная церковь вместимостью на 750 чел., в честь Рождества Богородицы. С 1898 г. при станции, в особо выстроенном деревянном здании, открыта двухклассная начальная школа ведомства министерства народного просвещения, содержимая средствами Западно-Сибирской железной дороги и взносами за право учения. При храме на средства фонда устроена церковно-приходская школа для девочек.

Близ железнодорожной станции находится самый крупный врачебно-питательный переселенческий пункт, к которому сооружена особая железнодорожная ветвь для подачи переселенческих поездов непосредственно к баракам пункта и для приема оттуда партий, следующих в Сибирь. На ветке устроены разъезды, платформы, помещения для железнодорожных агентов и телеграфа. Бараки на пункте деревянные, вместимостью на 1500 человек здоровых переселенцев. Летом вместимость увеличивается на 2500 чел. Больничные бараки на 70 кроватей, в числе которых 50 кроватей для заразных. Имеется аптека. Столовая отпускает зимой 1200 порций и летом с котлами 2000 порций. Баня на 100 чел. и прачечная. Оборудованный переселенческий пункт имеет вид целого городка с 25 отдельными, чистенькими, правильно распланированными домиками. Здесь же находится местопребывание чиновника, заведующего переселенческой частью.

В 6 верстах от Челябинска находится экономия Михайловская товарищества братьев Покровских (1780 дес. земли). В имении заведено полеводство с четырехпольным севооборотом, производящее улучшенные семена, скотоводство с молочным хозяйством и маслоделием, конный завод, лесоводство, пчеловодство и технические производства: винокуренный завод, с ректификационным отделением, с нормой выкурки в 4560000 градусов безводного спирта, и мукомольная мельница. При заводе имеются мастерские: слесарная, столярная и кузнечная.

От Челябинска идет Западно-Сибирская железная дорога, направляясь на восток через Курган, Петропавловск на Омск и далее. От Челябинска начинается сплошная Западно-Сибирская равнина и вплоть до Оби железная дорога проходит за небольшими исключениями по черноземной и плодородной стране, весьма пригодной по климатическим условиями к развитию земледелия. После красоты и разнообразия Урала равнина эта производит монотонное впечатление; ровная, зеленая гладь, по которой кое-где полосками блестят озера, редкие селения, изредка небольшие леса (колки). На всем протяжении дорога не встречает никаких особенных препятствий и потому не имеет значительных сооружений — насыпей, мостов и т. п. Равнинная местность способствовала тому, что наибольшие уклоны на этом пути не превосходят 7 ½ тысячных.


При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на ИсточникЪ обязательна
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments