yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote,
yuvlatyshev
yuvlatyshev

Челябинск в начале тридцатых.

Оригинал взят у dg048 в Челябинск в начале тридцатых.
ЧАСТЬ 3

P1140617.JPG


Выполнение строительства

Водопровод, канализация и трамвай осуществляются силами Акционерного Общества «Коммунстрой». Имеющиеся темпы выполнения плана строительства по этим важнейшим, ударным коммунальным предприятиям до настоящего времени являются совершенно неудовлетворительными.
При ассигнованиях на строительство этих коммунальных предприятий до 6 милл. рублей, истрачено Коммунстроем по состоянию на 1-е августа на работы 410 тыс. рублей и на заготовку материалов и оборудования несколько больше 800 тыс. руб.
Основная причина такого недовыполнения кроется в недостаточном снабжении стройматериалами и рабочей силой. Недокомплект в рабсиле по августовскому заданию составляет около 40 проц. В июне и июле Коммунстрой испытывал самую острую нужду в целом ряде материалов, в особенности, в лесоматериалах, необходимых для крепежных работ, связанных с канализацией.
Строительство трамвая до последнего времени полностью рельсами не обеспечено. Имеющиеся от «Востокостали» наряды на 1000 тонн, из необходимых 1700, выданы с учетом возможного получения их за счет брака из проката Уральских заводов, который должен поступать на протяжении всего 3-го квартала. Недостающее количество рельсов должно быть изыскано за счет внутренних ресурсов заинтересованными в своевременном пуске трамвая промышленными предприятиями Челябинска. Получение трамвайных вагонов, подвеска линии и устройство электрооборудование гарантированы договорами с ВЭО и другими поставщиками в сроки, обеспечивающие пуск трамвая в 4-м квартале тек. гда. Трамвай полностью не обеспечен шпалами, не имеет костылей и скреп.
Выполнение плана работ по строительству прочих коммунальных предприятий носит совершенно неудовлетворительный характер.
По состоянию на 1-е августа проц. выполнения работ определяется:
по гостинице — на 11,03 проц.
по бане — на 7,4 проц.
по гаражу — на 82,3 проц.
по прачечной — на 0 проц.
К постройке этих объектов в текущем году фактически почти не приступлено из-за отсутствия строительных материалов.
Приведенные показатели (кроме гаража) являются результатом работ прошлого года. Областными регулирующими организациями на эти стройки до сих пор фондов не выделено. Мало того, заготовленный для постройки гостиницы кирпич в начале весны решением Облисполкома был изъят на строительство ЧТС. Выполнение плана по постройке всех этих коммунальных предприятий возможно лишь при условии срочного получения фондов из Областных организаций и при оказании помощи материалами заинтересованными промышленными предприятиями.
В 1932 году Челябинск должен будет вести работы по сооружению совершенно новых объектов коммунального хозяйства, необходимых для удовлетворения нужд большого индустриального города — газофикация и теплофикация.

Газофикация и теплофикация

Возможность и целесообразность газофикации Челябинский углей, определена в положительном смысле. С постройкой очистных сооружений канализации, немедленно встанет вопрос об использовании выделяемого перегнивающими отбросами газа-метана.
По определению профессора Строганова, от Челябинской канализации может быть получено в год до 1750 руб. метров метана, что при использовании может обеспечить горючим до 20 проц. бытовых нужд городского населения. Себестоимость 1 кбм. метана исчисляется в 5 коп.
Июньский пленум ЦК ВКП(б), подчеркнул особую необходимость срочного разрешения проблемы теплофикации и газофикации новых городов.
Решением СНК РСФСР 27-III 1931 года, ВСНХ и ГУКХ получили задание форсировать работу по составлению проекта газофикации и теплофикации для Челябинска, так как рентабельность перехода на концентрированное топливное хозяйство признано и испытано целым рядом городов.
Тепловые излишки промышленных предприятий (ЧГРЭС и др.), близость угольной базы и довольно значительные размеры метана Челябинской канализации, дают для городского хозяйства все преимущества.
Практических результатов выполнения ВСНХ и ГУКХом директив СНК РСФСР до настоящего времени нет.
Городской Совет, в целях ускорения работ, вступил в переговоры с санитарно-техническим сектором Уральского Института сооружений о составлении проекта теплофикации города, при чем принципиальное соглашение по этому вопросу уже достигнуто и подлежит лишь договорному оформлению.
В будущем 1932 году, город должен иметь проект газофикации и теплофикации и приступить к практическим работам по его осуществлению.

В остальном, работы по сооружению и расширению коммунальных предприятий, в предварительном варианте к. ц. на 1932 год сводятся:
1) к постройке двух бань в районе жилплощадки Цинкового завода и в железнодорожном районе;
2) к постройке двух прачечных в заречном районе и на жилплощадке ЧЭТК и, кроме того, прачечной спецзавода;
3) к оборудованию строющейся гостиницы и работам по проектированию новой;
4) к пополнению автобусного парка Коммунального треста 16 новыми автобусами, 15 грузовыми автомашинами и 10 легковыми.

Эксплоатация коммунальных предприятий

Все коммунальные предприятия Челябинска входят в систему коммунального треста.
Рост имеющихся предприятий, а также сооружаемые трамвай, водопровод, канализация, гостиница — для каждого из них уже к настоящему времени создают ряд неудобств такого концентрированного управления, особенно,— в связи с проведением жестких принципов хозрасчета («контроль рублем»).
Коммунальные предприятия явятся своего рода фабриками, требующими значительного штата, оперативной независимости и гибкости и потребуют целого ряда вспомогательных филиалов — газового завода, предприятий по использованию иловых отложений, крупных трамвайных мастерских. Трамваю в 1932 году, кроме руководящего инженерно-технического аппарата и счетной части, необходимо будет иметь до 100 человек вагоновожатых, до 150 кондукторов и значительные аппарата по обслуживанию пути и мастерских.
Штат новой гостиницы достигнет в 1932 году сотни человек. Водопровод и канализация так же потребуют большого количества квалифицированных работников по эксплоатации.
Новые объекты коммунального обслуживания требуют огромной и особенно — трудной работы по оборудованию их. Несмотря на то, что до момента пуска в эксплоатацию канализации, трамвая и других коммунальных предприятий, осталось очень незначительное время,— ни коммунтрест, ни горкомхоз не подошли вплотную к вопросу комплектования штата для этих предприятий, к созданию курсов для подготовки квалифицированных кадров, к закупке необходимого оборудования, запасных частей, материалов и т. д.
Такое положение означает, что даже при своевременном окончании постройки, придется встретиться с целым рядом затруднений по эксплоатации новых коммунальных предприятий.
Опыт управления коммунальными предприятиями больших городов и, в частности, Свердловска, который раньше Челябинска пережил все трудности централизованного управления,— должен быть учтен и срочно перенесен в Челябинские условия.
Вполне очевидно, что коммунальный трест в Челябинске, так же, как и в Свердловске, должен будет отмереть и уступить место целому ряду самостоятельных, оперативно гибких и связанных родством производственных процессов хозорганизаций.

Благоустройство и санитария

Челябинск никогда не мог похвастаться своим благоустройством в прежние годы, а с учетом предъявляемых современных требований, должен быть отнесен к числу совершенно неблагоустроенных городов. Из всего протяжения улиц старого города, замощено лишь 14 проц. Благоустроенных тротуаров нет, если не считать отдельных кусков асфальтового тротуара в центре города.
На всем протяжении реки Миасс, имеется лишь один, выстроенный в 1925 году, железобетонный мост.
Через ручьи и канавы по улицам города проложены деревянные мостики, не рассчитанные на большое грузовое движение. Имеющиеся зеленые насаждения составляют около одного процента от общей селитьбы города. Дороги городской черты не шоссированы и настолько неблагоустроенны, что в период дождей почти не проезжи для автотранспорта.
Кроме того, для строений и особенно подвальных помещений, центральной и приречных частей города крупным злом являются подпочвенные воды.
Ассенизационный обоз не удовлетворяет самым элементарным запросам города. В самых антисанитарных условиях находится не большой Челябинский вокзал, подлежащий замене в 1932 г. новым вокзалом.
Решительных сдвигов по благоустройству города в настоящем году не имеется. Слабый аппарат горкомхоза едва справлялся с текущей, мелкой работой и не мог использовать имеющиеся широкие возможности привлечения к этим работам новостроек, хозорганов, общественных организаций и жителей города.
Никакого руководства и наблюдения за благоустройством на отведенных новостройкам площадках не велось.
Горкомхозу в 1932 году по благоустройству города придется осуществить ряд крупных, ответственных трудоемких работ.
Контрольными цифрами намечена постройка железо-бетонного моста через реку Миасс в районе ЧЭТК для связи северо-западной и северо-восточной части города. В связи с запроктированным трамвайным движениям на Цинкострой и к Лакокрасочному заводу, предположено расширить имеющийся железо-бетонный мост.
Потребуется заменить на каменные все деревянные городские мостики.
Дорожное хозяйство в будущем году должно быть обеспечено такими темпами работ, которые в корне изменили бы существующее бездорожье. Намечается обеспечить город удобными выездами путем устройства шоссе в Свердловском направлении (до границы Аргаяшского кантона), до Шершневской плотины, шоссирование выезда на Уфимский тракт, выезда на Миасс и полного окончания работ по Копейскому шоссе.
На территории старого города намечается произвести ремонт всех исправных мостовых, замостить ул. Цвиллинга, не замощенную часть ул. Спартак и подготовить к дорожным работам незастроенные улицы. Кроме того, центральные улицы, после исправления мостовых, должны быть гудронированы. Гудронирование, в условиях чрезвычайно пыльного Челябинска, должно получить широкое распространение на улицах новостроек. Дорожные, трудоемкие работы потребуют большого количества рабочей и тяговой силы и механизации.
Обеспечение успешного выполнения плана работ по дорожному строительству должно потребовать: 1) своевременного набора рабочих и коновозчиков за счет Челябинских колхозников; 2) создания в зимнее время курсов для мастеров, десятников и мостовщиков; 3) проектирования новых мостов с учетом обязательного начала постройки в зимний период; 4) организации в Челябинске филиала Уралдорстроя, снабженного достаточным по количеству и квалификации техническим персоналом и дорожными машинами; 5) своевременной подготовки к дорожным работам новостроек.
Значительными должны быть мероприятия по устройству зеленых зон и паркового хозяйства. На будущий год намечено приступить к устройству городского парка-бора.
Для этого потребуется провести лесоустроительные работы, составить архитектурный проект оформления парка и подчинить ему ведение каменных разработок и всех работ по созданию парка. Площадь зеленых насаждений в городе на будущий год намечено довести до 3%, вместо имеющихся около одного процента, что потребует больших работ по закладке питомников.
Площадь скверов старого города намечено расширить, как минимум, на пять гектар и всемерно форсировать устройство скверов на площадках новостроек. Длину асфальтовых тротуаров по старому городу предположено увеличить на 8 километров. Для борьбы с грунтовыми водами на изыскания, составление проекта и начало работ по дренажированию контрольными цифрами предусмотрено истратить в будущем году 200 тысяч рублей.
Постройка нового водопровода потребует устройства охранной санитарной зоны. Для этого необходимо будет с начала 1932 года начать работа по переносу на новое место деревень Бутаки, Черняки, Кисели.
Для осуществления переноса деревень потребуется провести целый ряд подготовительных работ: выбрать место, формы ведения хозяйства, типы жилых и сельско-хозяйственных построек и т. д.
С 1932 года для удовлетворения нужд рабочих необходимо приступить к дачному строительству. Работа эта в основном должна быть осуществлена силами и средствами хозяйственных организаций и новостроек. Лучшим местом для дачных построек вблизи города Челябинска является озеро Смолино.
В непосредственном примыкании к западной стороне этого озера находятся значительные по своим размерам залегания известняков.
Это обстоятельство привело к тому, что на базе их использования намечена постройка крупного цементного завода. С постройкой завода Смолино потеряет свое бальнеологическое значение и перестанет являться дачным местом, так как дым, отходящая пыль и, в особенности,— выветривание вскрытых известняков в течение нескольких лет уничтожат все положительные качества озера.
Учитывая значение озера, Горсовет возбудил протест против постройки цементного завода на этом месте и ориентировал на Баландиниские, или Синеглазовские известняковые залегания.
Однако, независимо от результатов отношения к протесту, необходимо заранее иметь в виду, что даже при положительном разрешении вопроса, разросшийся город потребует дачного строительства в таких размерах, которые, безусловно, не могут быть удовлетворены одним Смолинским озером. Последнее там более очевидно, что в связи с пуском в эксплоатацию Городской канализации и, в особености, после намечаемой постройки на Казанцевской площадке Бакальского завода, Каштакский бор утеряет свое значение, как место для постройки домов отдыха.
Городу уже сейчас необходимо проводить подготовительные мероприятия к дачному строительству на новых, более отдаленных от Челябинска местах. К числу таких мест необходимо будет отнести Копытовский сосновый бор у озера Копытово, Касаргинское озеро, Тургояк, Кисягач и друг.
Размеры работ потребуют от Горкомхоза точно так же, как требуют от коммунтреста, организационной перестройки, создания гибкого квалифицированного аппарата, способного воспринять и осуществить намеченные темпы превращения Челябинска в крупный благоустроенный город. Помимо выделения на хозрасчет жилищного хозяйства, привлечения в Челябинск хозрасчетной-же организации по дорожному строительству — Уралдорстроя,— горкомхозу придется пройти по пути дальнейшего перевода на хозрасчет отраслей своей работы, оставляя за собой регулирующие, инспекторские и планово-проектные функции.

Мероприятия по общественному питанию и хлебопечению

Работа потребительской кооперации до настоящего времени все еще имеет многочисленные недостатки. Основная задача кооперации — стимулирование методами и формами снабжения и общественного питания строительных и производственных планов — все еще выполняется кооперацией неудовлетворительно.
Работа потребительской кооперации до настоящего времени все еще имеет многочисленные недостатки. Основная задача кооперации — стимулирование методами и формами снабжения и общественного питания строительных и производственных планов — все еще выполняется кооперацией неудовлетворительно.
Реорганизация кооперации на принципах закрытых рабочих кооперативов, перевод кооперативных предприятий на хозрасчет, введение единой заборной книжки и, главным образом, обращение ЦК, СНК и Центросоюза о перестройке кооперации — создают для нее крепкую базу улучшения и расширения организационной и торгово-хозяйственной деятельности.
Но кооперация все еще не полностью использовала предоставленные ей возможности к улучшению работы. Развитие кооперативной торговли, вопреки директивам ЦК и СНК проходит в Челябинске весьма медленно, и план открытия в Челябинске 50 новых магазинов все еще не выполнен (фактически работает 17 магазинов, в том числе 9 на новостройках). В закрытых рабочих распределителях продолжаются очереди у касс и у прилавков. Ассортимент товаров не всегда соответствует запросам рабочего потребителя, что в значительной степени объясняется отсутствием изучения на месте ассортимента товаров, требующихся рабочим.
Вместе с тем Центральные и снабженческие организации производят снабжение Челябинской городской кооперации чрезвычайно слабо. Так, за второй квартал текущего года план снабжения выполнен лишь на 68,7 проц., в том числе по продуктам 82 проц. и по промтоварам 58,4 проц.
Но если недостатки торговли и снабжения больно бьют и по рабочему, и по производству, то еще больнее отзываются на них те недостатки, которые имеются в области общественного питания. Директива декабрьского пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) о развитии общественного питания, задача «постепенного переключения продовольственного снабжения с форм индивидуального потребления на общественное питание, как первое условие перехода от мелкого одиночного хозяйства к крупному обобществленному»,— должна занимать первоочередное значение во всей работе кооперации.
Но в текущем 1931 году общественным питанием охвачено не более 30 проц. трудящихся, при крайне медленном его развертывании (охват населения общест. питанием в 1930 году — 28 проц., в 1929 году — 22 проц.). Несколько лучше, но также неудовлетворительно и положение со снабжением населения печеным хлебом. Охват населения кооперативным хлебопечением составляет в тек. году 50 проц., увеличившись против прошлого года лишь на 7 проц.
Вопросы дальнейшего развертывания общественного питания в основной своей части тормозятся недостаточностью сети предприятий общественного питания и хлебопечения.
Считая необходимым развернуть строительство этих предприятий, Горсовет запроектировал на 1932 год постройку трех фабрик-кухонь и трех хлебозаводов (на ЧЭТК, Челябкопях и в районе жел. дорожного узла), что позволит вместе с существующими предприятиями довести охват населения общественным питанием до 67,4 проц. и кооперативным хлебопечением до 76,1 проц.
Капитальные вложения в строительство этих предприятий первым вариантов контрольных цифр определены в 3 милл. руб.
На 1933 год намечена постройка второй очереди холодильника, первая очередь которого должна поступить в эксплоатацию в текущем году.

При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на ИсточникЪ обязательна

Tags: 1931 год, Челябинск
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments