yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote,
yuvlatyshev
yuvlatyshev

Челябинск в начале тридцатых.

Оригинал взят у dg048 в Челябинск в начале тридцатых.
ЧАСТЬ 2

P1140591.JPG


Программа жилстроительства на 1932 год

В конце июня месяца Пленум Городского Совета заслушал и утвердил первый вариант контрольных цифр городского хозяйства на 1932 год.
Программой будущего года по жилищному строительству предусматриваются такие объемы работ, которые сумели-бы не только к началу 1933 года обеспечить удовлетворение прибывающего городского населения, но и значительно улучшить жилищные условия города и копей. В соответствии с установками июньского Пленума ЦК ВК(б) и лимитированными Госпланом РСФСР жилищными нормами на период 1930–33 гг. программой жилищного строительства на будущий год предусмотрено доведение средней обеспеченности одного жителя (без сезонников) по городу и копям до 6,6 кв. метра на человека.
При соблюдении указанных норм обеспечения жилплощадью, объем работ на 1932 год определяется в 400 тысяч кв. метров, стоимостью в 40 миллионов рублей. Основными застройщиками должны явиться промышленные предприятия, новостройки и жилкооперация.
Вложения на жилстроительство по видам застройщиков на 1932 г. по сравнению с планом 1931 г. определяются (милл. руб.):

1932 г. 1931 г.
Промышленность 31,3 17,0
Жилкооперация 3,5 1,82
Горсовет 3,2 2,18
Железнодорожный транспорт 2,0 1,0
Итого 40,0 22,0

Особенности планировки города Челябинска, построенной с учетом застройки старой селитебной части его жилыми домами промышленных предприятий, требуют создания с 1932 года специальных жилых фондов временного типа, предназначенных для частичного выселения жителей из сносимых жилых зданий. В общей сумме вложений на жилищное строительство на такие временные жилые сооружения намечено истратить 1,5 милл. руб., что позволит переселить до 5000 человек.
Кроме того, для обеспечения сезонников жилищами, промышленные предприятия и новостройки должны будут выстроить целую систему барачных помещений и домов временного типа.
Темпы жилищного строительства и жилплощадь будут нарастать следующим порядком:
Жилплощадь на конец 1930 года 344 тыс. кв. м.
Жилплощадь на конец 1931 (к. ц.) 544 тыс. кв. м.
Жилплощадь на конец 1932 (к. ц.) 944 тыс. кв. м.

Конкретнее, жилая площадь к концу 1932 года увеличится по сравнению с концом 1930 года почти в три раза.
На 1932 год намечена постройка в Челябинске Дома Советов, рассчитанного по своей площади на возможность размещения в нем аппарата Горсовета, Горпрофсовета, Горкома ВКП(б), Прокуратуры, Административного отдела и аппарата Суда.
Полное отсутствие специальных конторских помещений приводит к совершенно нерациональном использованию имеющихся жилых помещений, занятых конторами. В связи с этим на 1931 год планируется постройка дома контор.

Планировка города

В условиях бурных темпов индустриализации и быстрого увеличения городского населения приобретают особо актуальное значение вопросы планировки и перепланировки города, вопросы составления плана развития и проекта технического осуществления городской застройки.
Лучшее разрешение размещения промышленных предприятий, жилищного, бытового, культурно-социального, административного строительства, лучших санитарных условий для городского населения, вопросы транспорта, дорожного хозяйства, дачного строительства, зеленого оформления и архитектурной обработки как города, так и его отдельных кварталов,— все это должно найти свое отражение в планировке.
Чисто социальные задачи общежития, снабжения, воспитания, труда, образования должны быть этим планом предвосхищены и отражены в проекте технического осуществления нового строительства и переустройства имеющихся городских фондов.
Без плана, без планировки города, что может быть составлено только лишь при участии широких рабочих масс, при огромных размахах строительства неизбежен целый ряд грубых и дорого стоющих ошибок, которые могут потребовать для их исправления значительных затрат.
К практическим работам по планировке города Челябинска, приступлено лишь с начала прошлого года. Составление проекта планировки специальным договорным соглашением Горсовет возложил на Государственный институт по проектировке городов — Гипрогор. В конце мая месяца 1930 года, в расширенном заседании президиума Горсовета, была рассмотрена и утверждена схема планировки города. Эту же схему утвердил НТС ГУКХа РСФСР. Горсоветом были приняты и утверждены основные положения и принципы городской застройки:
1) Разграничены районы застройки на промышленны, жилые, административные;
2) Установлены типы жилой застройки — четырехэтажный, каменный многоквартирный дом;
3) Установлена плотность населения 300 чел. на га строительного участка и 175 чел. на га всей селитебной площади Челябинска;
4) Принято доведение зеленых оформлений города до 35 проц.;
5) Установлена постепенность перестройки города, с оставлением без изменений всей сети основных уличных магистралей, что должно осуществляться в соответствии с ценностью имеющихся построек, путем сноса строений по одной из сторон расширяющейся улицы, при сохранении другой;
6) В связи с укрупненной застройкой, установлено и укрупнение кварталов — от имеющихся максимальных размеров квартала в 3 га до 30 га, при чем вся застройка должна вестись рядами параллельных зданий в строчку, что, устраняя замкнутость современного квартала, даст наилучшую освещаемость, полное проветривание домов и возможность лучшей архитектурной обработки;
7) Определено устранение ряда улиц, подлежащих застройке, или не имеющих магистрального значения — Васенко, Советска, Красноармейская и друг.;
8) Установлена лучшая связь центра старого города с новостройками четырьмя трамвайными путепроводами под жел. дорогой и двумя пешеходными мостами на жел. дор.
Основным типом жилого дома на несколько ближайших лет в условиях города Челябинска должен явиться четырехэтажный многоквартирный дом с планировкой квартир и комнат, допускающей возможность переделки их на жилые помещения обобществленного типа при незначительных затратах.
В блоке домов предусматривается строительство помещений общего пользования — детсады, ясли, распределители, столовые, придомовые прачечные и т. д.
Постройка многоэтажных домов, согласно принятой схемы планировки города Челябинска, обуславливается:
1) Общностью коммунального облуживания населения дома, что обеспечивает успешный переход к обобществлению быта;
2) Компактностью города и, тем самым, лучшей возможностью обслужить население транспортом, а также с меньшими затратами осуществить благоустройство (водопровод, канализация, теплофикация, мостовые, тротуары и т. д.);
3) Экономностью постройки (одна крыша, один фундамент) и эксплоатации помещения.
К 1-му августа Гипрогор, согласно договора, должен был дать детальный проект планировки, заключающейся в установлении и размещении на общем плане всех объектов городского строительства.
В силу целого ряда причин, договор Гипрогором не выполнен. В результате, уже имелся ряд неудачных решений в застройке (Институт механизации сельского хозяйства, выбор места для постройки городской бани и др.), требующих исправлений и связанных с ними затрат.
Положение с вопросами планировки, настолько остро, что требует принятия немедленных самых решительных мер по форсированию работ, и по обязательному окончанию их к началу будущего строительного сезона.
Для этого необходимо, во-первых, добиться от Гипрогора осуществления работ по планировке непосредственно в Челябинске, путем откомандирования занятого этим архитектурного персонала и, во-вторых, придать этим работам темпы, обеспечивающие выполнение работ в срок.
Совершенно ненормальным является безобразная анархия в вопросах планировки по городу Челябинску.
В частности, в Челябинске вопросами планировки занимаются: архитектурный аппарат ЧТС, завод Колющенко, Институт механизации, ЧГРЭС № 1, ЧГРЭС № 2 и др. Такое положение ведет к распылению архитектурных сил, нарождает различную обработку частей Челябинска и, в целом, тормозит работу. Такое ненормальное положение требует немедленной концентрации архитектурных сил и сосредоточения их в единую государственную организацию — Гипрогор, с выделением филиалов для крупнейших индустриальных центров.

Коммунальные предприятия

Коммунальные предприятия города Челябинска, рассчитанные на незначительные производственные нагрузки, на обслуживание небольшого города, едва справлялись с удовлетворением запросов уже прошлых двух-трех лет.
Строительство мирового гиганта — Тракторного завода и ряда других крупнейших промышленных предприятий, естественно, должны были внести полную революцию в вопросы коммунального обслуживания и в первую очередь внесли эту революцию в коммунальные предприятия, непосредственно связанные с пуском в эксплоатацию сооружаемых в Челябинске заводов.
Насколько актуальной в ЧТС и других промышленных предприятиях является постройка водопровода, канализации и трамвая, вполне ясно из того, что ЦК ВКП(б) своим майским решением возложил персональную ответственность за своевременный пуск в эксплоатацию нового водопровода и канализации на пред. СНК РСФСР Д. Е. Сулимова и Областной Комитет партии уполномочил форсировать строительство этих объектов пред. Облисполками М. К. Ошвинцева.
Огромную важность, как обеспечивающие нормальное развитие строительства и эксплоатации Челябинских заводов, имеют и осуществляемые в текущем году — переустройство городской элекстро-сети, постройка автоматической телефонной станции дорожные, и прочие работы по строительству коммунальных предприятий и благоустройству.
О значительности перелома в росте коммунальных предприятий можно судить по размерам капитальных вложений в эту отрасль хозяйства города.
Если в 1928 году на коммунальные предприятия Горсоветом было истрачено 403 тыс. руб.
в 1929 году 155,3 тыс. руб.
в 1930 году 364,3 тыс. руб.
то ассигнования текущего года на эту цель определились в размере 8780 тысяч руб., в том числе на постройку нового водопровода — 1896 тыс. рублей, канализации — 2578 тысяч рублей и трамвая — 2400 тыс. рублей.

Водоснабжение

Единственным значительным водным источником для промышленных и бытовых нужд развивающегося Челябинска и копей, является река Миасс, регулируемая построенной в 1928 году Аргазинской плотиной.
Аргазинская плотина, позволяет собрать в свой пруд — озеро Аргази — 260 мил. куб. метров воды. В шестидесяти километрах ниже от Аргазинского озера в реку Миасс впадает небольшая речка Караси, связывающая озера: Миассово, Б. Теренкуль, М. Теренкуль, Б. Кисягач и М. Кисягач. Река Караси зарегулирована ветхой плотиной, которую ЧГРЭС, как предприятие, ведающее регулированием дебета р. Миасс наметил заменить на новую.
Кроме речки Караси в р. Миасс впадают небольшие притоки — Биргильда и Бишкилька.
Помимо регулируемых Аргазинской и Карасинской системы, ЧГРЭС № 2 у деревни Шершни создает для своих целей третье крупное водохранилище.
Произведенные энергостроем расчеты указывают на возможность зарегулированного водохранилищами расхода р. Миасс у Челябинска в 11,15 куб. метра в секунду: Аргазинским бассейном — 7 куб. метров, Карасинским — 0,85 куб. мет. и Челябинским — 3,3 куб. метров.
Соответствующими же расчетами выявлено, что потребности Челябинских заводов первой пятилетки не смогут удовлетвориться указанным зарегулированным дебетом и потребуют ряда мероприятий, обеспечивающих полное удовлетворение нужд промышленности.
Так, потребность в воде только лишь ЧГРЭС № 1, ЧТС, Электро-термического комбината (без стального завода), лакокраски, цинкового и стекольного заводов, а также запросы жел. дороги и бытовые нужды города пр полном развитии перечисленных промпредприятий, превысят зарегулированные лимиты на 0,44 куб. метра в секунду.
Такое положение требует немедленного начала работ по увеличению дебета реки. Изысканиями Энергостроя установлено, что сделать это вполне возможно, путем постройки плотин и создания новых мощных водохранилищ, вверх от Челябинска, по течению реки (Харлушевское и др.).
Удовлетворение промышленности и бытовых нужд города в водопроводной воде намечено осуществить постройкой нового водопровода с местом забора воды у дер. Сосновки, в 15 кил. от города Челябинска.
Ассигнованиями текущего года обеспечивается постройка лишь головных сооружений водопровода. Устройство водоводов отнесено к исполнению на 1932 год.
Сроки работ по строительству и оборудованию головных сооружений и прокладка водоводов намечены с учетом подачи воды промышленным предприятиям и городскому населению в 3-м квартале предстоящего года. В текущем году и до момента пуска нового водопровода, нужды города покрываются рядом работ по временному расширению старого водопровода, имеющего возможность подать лишь 6500 куб. метров воды в сутки, при потребности к началу 1932 года 10000 тыс. куб. метров, а также восстановлением заброшенной насосной станции жел. дороги — для промышленных нужд тракторного завода и жел. дор. транспорта.
Объем работ будущего года, определенный первым вариантом контрольных цифр в сумме 4236 тыс. рублей, намечает:
1. Оборудование головных сооружение (установку насосов, фильтров и устройство внешней сети).
2. Прокладку (15 килом.) главного водопровода до ул. Спартака, с устройством запасного бака и насосной станции.
3. Устройство водовода до заводской площадки ЧТС.
4. Обеспечение водоводами площадки Института Механизации Сельского Хозяйства, новой больницы, заводов: цинкового, кислородно-ацетиленового, кожзавода, Ч.Э.Т.К., ЧГРЭС № 1 и площадки спецзавода.
Начальная мощность водопровода рассчитана на 24 тыс. кб. Метров суточной подачи воды; проектная мощность — 68 тыс. кб. Метров.
В систему городского водоснабжения предусмотрено включить и челябинские копи. В настоящее время питьевой водой копи пользуются из артезианских буровых скважин. Дебет воды этих скважин колеблется в сторону понижения, и положение со снабжением механизмов и копейских жителей настолько неудовлетворительно, что копи вынуждены были встать на нормирование расхода воды для своего населения.
Решением правительственной комиссии тов. Сулимова Урагуглю предложено вести усиленные работы по изысканию новых артезианских вод, с учетом пользования ими до момента присоединения к городской сети.

Канализация

Вторым крупнейшим новым объектом коммунальных предприятий, сооружаемых в текущем году, является канализация.
Работами текущего года предусмотрена постройка части главного коллектора, коллектора на ЧТС и коллектора к новым домам горсовета, выстроенным на б. конном базаре.
Очистных сооружений в этом году выстроено не будет.
К главному коллектору уже в текущем году могут присоединиться расположенные на его пути следующие заводы: фармзавод, цинковый, кислородно-ацетиленовый и кожевенный. Феррострой в текущем году вынужден строить свою канализационную сеть самостоятельно, с учетом включения ее в главный коллектор в будущем году, т. к. он не вошел в утвержденный титул работ.
Объем работ будущего 1932 года определяется следующими основными предприятиями:
1. Продолжением главного коллектора от плотины ЧГРЭС № 1 до очистных сооружений (5 килом.) и от ул. Воровского до Третьей Неплановой;
2. Постройкой очистных сооружений первой очереди с затратами лишь на этот объект строительства до 2100 тыс. рублей;
3. Сооружением коллектора № 7 на ЧГРЭС, коллекторов для завода имени Колющенко и спецзавода, а также для новой горбольницы, Института Механизации Сельского Хозяйства, переселенческого пункта и домов жилкооперации у городского сада и Красных казарм. Общая сумма затрат на канализацию первым вариантом контрольных работ определена в 6,1 милл. рублей.

Городской транспорт

Старый Челябинск, превращающийся в рабочий городок строющихся гигантов, является для них крупным поставщиком рабочей силы. Часть рабочих новостроек, жителей старого города, вынуждена жить вдали от своих предприятий, что, безусловно, отражается на работе, приводит к опаздываниям, вызывает прогулы. Разработанные статистические материалы по южным, отдаленным от центра промышленного строительства окраинам города, поселкам: Порт-Артур, Шугаевскому, Урицкому,— указывают, что 10 проц. всего трудоспособного населения этих поселков (от 16 до 59 лет) работает на ЧТС, ЧГРЭС, Феррострое и Цинкострое и, таким образом, вынуждены делать в один конец от трех (на ЧТС) до 9 (на Феррострое) километров. Если же учесть, что в числе трудоспособного населения имеются учащиеся, инвалиды и не втянутые в производство домохозяйки, то можно с полной уверенностью утверждать, что ЧТС, Феррострой, Цинкострой и ЧГРЭС втянули в свое строительство и производство не менее 25 проц. работающих жителей указанных поселков. Необходимо учитывать, что и от центральной части города строющиеся заводы отстоят от трех до четырех километров. Приведенные расстояния от заводов вполне обеспечивают всю важность и необходимость развитого городского транспортного хозяйства для промышленных предприятий.
Если допустить, что все занятые на производствах и новостройках Челябинска рабочие будут запаздывать к началу работ ежедневно лишь на одну минуту,— это будет означать потерю до 150 поденщин в день, или свыше 50 тысяч поденщин в год.
И в настоящее время в Челябинске строится первая очередь трамвая, рассчитанного на пуск в эксплоатацию в 1932 году. Трамвай предусматривает связать вокзал и центр города с крупнейшими заводами — ЧТС и Ферростроем.
Работы будущего года намечены с учетом расширения трамвайных линий дополнительной прокладкой их до Цинкового завода, зав. Колющенко, городской больницы и по территории ЧТС.
Общее количество трамвайных вагонов в 1932 году предположено довести до 60 в том числе 40 моторных и 20 прицепных. Капитальные вложения на 1932 год по трамваю должны будут выразиться суммой в 2270 тысяч рублей.
В настоящее время город обслуживается семнадцатью автобусами, находящимися в эксплоатации Комтреста и промышленных предприятий.
К концу года (по плану) автобусный парк Челябинска намечалось довести до 26 автомашин.
Программой будущего операционного года автобусный парк Комтреста увеличивается на 16 новых автобусов, 15 грузовых машин и 10 легковых.
Отсутствие в городе специально приспособленных автогаражей вызвало необходимость ввести в титул работ 1932 года постройку крупного гаража на 205 автомашин, предназначенного для обслуживания Коммунального треста, Союзтранса, Почтово-телеграфного ведомства и др. хозорганизаций.
Наряду с намеченным приобретением 16 автобусов для коммунального треста за счет Городского Совета, новостройки, по аналогии с текущим годом, должны будут озаботиться получением автотранспорта для своих непосредственных нужд.
Автобусные линии будущего года, в связи с пуком трамвая, должны будут измениться. Намечается открыть новую линию город — Копи, город — Новая больница и — в летнее время — город — Смолино и на Каштак.
Кроме того, должно будет урегулировано жел. дорожное пассажирское движение между Челябинском и Копями, т. к. существующее положение, когда поезд 14-ти километровове расстояние от копей до города покрывает зачастую в 12 часов и один раз в день,— в условиях роста индустриального центра должно рассматриваться не больше, как анекдот о жел. дорожном транспорте.

Электроснабжение

Городская Электростанция, была выстроена в 1914 году и рассчитана на мощность 250 киловатт. До 1917 г.— эта мощность удовлетворяла потребности города и только лишь после Октября потребовала значительного расширения. Рядом дополнительных установок мощность станции была увеличена сначала до 1000 киловатт, затем с 1927–28 года до 2000 киловатт.
До пуска первой турбина ЧГРЭС (15 сентября 1930 г.), рассчитанного на 150 киловатт, спрос на электроэнергию значительно превосходил мощность Городской станции и сдерживал развитие промышленных предприятий.
Насколько велики нужды Челябинска и как будут возрастать его нужды в электроэнергии в последующее время, можно судить по разработанным Уралэнерго материалам. К концу текущего года Челябинск будет потреблять 34 тыс. киловатт, в 1933 году — 300 тыс. киловатт и к концу 1937 года — 1450 тыс. киловатт, и таким образом, полностью поглотит возможности первой и второй ЧГРЭС.
Крупные предприятия Челябинска будут снабжаться электроэнергией непосредственным присоединением к ЧГРЭСам, удовлетворение-же бытовых нужд города и мелких промышленных предприятий должно осуществляться городской сетью. Для приема через понизительные подстанции электропотока от ЧГРЭС городская сеть должна быть переоборудована на необходимые для города мощности и заменена кабельной.
С переоборудованием городской сети на кабельную изношенная Городская Электростация должна уступить место мощной, имеющей дешевую электроэнергию ЧГРЭС.
По утвержденному в 1926 г. Энергоцентром проекту, мощность основной понизительной подстанции определена в 10000 квт., а сумма вложений на переустройство сети 1720 тыс. рублей. Однако, в средине 1930 г., в связи с появлением новых строек, в запроектированную мощность и сроки окончания работ потребовалось внести коренные изменения. Мощность восточной (первой) подстанции увеличена до 15 тыс. кВт., выяснилась необходимость постройки подстанции в районе завода Колющенко (южной) на 15 тыс. кВт. и западной подстанции также на 15 тыс. квт.
Таким образом, город в ближайшие 2–3 года с его мелкой и средней промышленностью потребует до 45 тыс. квт. электроэнергии.
Выполнение плана переустройства сети идет крайне неудовлетворительно. Общая сумма затрат на переустройство на 1 августа тек. года составляет лишь 200 тыс. руб., в том числе 100 тыс. руб. за счет кредита БДК.
ВЭО, единственный поставщик электрооборудования, оформил договорами из нужных 500 тыс. рублей лишь 23 тыс. руб., так как фондов на переустройство сети до сих пор не выделено.
Уралкоммунотдел практической помощи для получения фондов не оказал.
По прокладке кабеля план выполнен на 12 проц. (уложено 5 клм.), по заготовке электрооборудования на 15 проц. и по устройству городских киосков на 18 проц.
В результате таких темпов городская сеть может оказаться неподготовленной для приема тока от ЧГРЭС и к началу будущего года город попрежнему будет вынужден питаться электроэнергией от машин городской электростанции, ослабляя кризис путем временных присоединений цинкового завода, водопровода, кирпичного завода, союззолото и др. потребителей к ЧГРЭС № 1.
Важнейшим, требующим срочного разрешения, вопросом является определение форм дальнейшего сооружения понизительных подстанций (южной и западной) и устройства сети, требующих до 10 млн. руб. капитальных затрат, дефицитных материалов и оборудования.
В настоящее время первая понизительная подстанция, выстроенная ЧГРЭС № 1, находится в полном ее подчинении и, таким образом, городская электросеть, не имея в своем распоряжении питательных пунктов, лишена оперативной самостоятельности в приеме и распределении тока. Все затруднения организационного порядка должны разрешиться путем объединения электроснабжения города в одних руках ЧГРЭСа или Горсовета, так как неразрешенность этого вопроса в значительной мере является тормозом для предстоящих крупных работ по постройке подстанций и развитию городской сети.
Свердловск передал удовлетворение городских нужд в электроэнергии в руки Энергоцентра. Вопрос о выборе для Челябинска форм управления электросетью должен быть разрешен путем тщательной проработки и учета опыта Свердловска.

Прочие коммунальные предприятия

В Челябинске в текущем году должны быть построены — баня, прачечная, гостиница на 340 номеров и небольшой, на 20 автобусов, гараж.
Нужда в этих предприятиях огромная. Имеющаяся старая городская баня с пропускной способностью 230 челов. в час, может обслужить не более 12 проц. населения города. Призаводские бани (ЧТС, жел. дор. и др.) обслуживают до 18 проц. населения. Проще говоря заводские и коммунальные бани имеют возможность при бесперебойной работе удовлетворить нужду каждого живущего в городе лишь один раз в 16 дней.
Недостаток отчасти покрывается мелкими придомовыми банями.
Город обслуживается небольшой на 43 номера гостиницей и не имеет ни одной прачечной.

(Продолжение следует)

При использовании материалов или фотографий,актив ная ссылка на ИсточникЪ обязательна
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments