yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote,
yuvlatyshev
yuvlatyshev

Оценки личности Зальцмана

За последнюю неделю дважды попались воспоминания о Зальцмане. Первый раз в воспоминаниях Риммы Старовойтовой, второй - в дневниках Владимира Тарасова. Очень противоречивые мнения.

Старовойтова: "Кировский завод снабжался несравненно лучше, обильней и по количеству, и по качеству.Кроме того, Зальцман направлял в сёла танки с прицепом и закупали для СКБ (специальное конструкторское бюро)  – картошку, бобы, фасоль. Все это продавалось работникам завода, большое подспорье".

Небольшая иллюстрация к этим строкам.  Мой родственник Сергей Михайлов рассказывал, что во время войны его отец  работал на Кировском заводе.  Так вот, наиболее истощённых и больных молодых парней направляли на некоторое время на озеро Увильды для поправки здоровья.

Ретро

Фотография из семейного альбома Михайловых. Озеро Увильды. Первая половина 1940-х гг.



Путь советского офицера: Владимир Дмитриевич Тарасов (1923-1978)/сост. М.С. Салмина, Н.А. Антипин. - Челябинск: "Край Ра", 2013:



20 апреля, среда
....





Стало интересно. Почитал ещё, что пишут другие.

Вот из Википедии: Исаак Моисеевич За́льцман родился 26 ноября (9 декабря) 1905 года в поселке Томашполь (ныне Винницкая область, Украина) в семье портного-еврея. С 1919 года работал на сахарном заводе на Украине, в 1924 года вступил в комсомол, в 1928 году — в ВКП(б). В 1933 году окончил Одесский индустриальный институт. По окончании института работал сменным мастером на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде (с 1934 года — Кировский завод). После ареста прежнего руководства завода в 1938 году был назначен директором. Являясь директором крупнейшего завода СССР по производству танков, неуклонно добивался увеличения их производства, в 1939 году запустил в массовое производство тяжёлые танки «КВ» и ряд других. За первые три месяца Великой Отечественной войны Кировский завод выпустил танков «КВ-1» больше, чем за период с января по июнь 1941 года. Руководил Кировским заводом при прорыве вражеских войск к окраинам Ленинграда и в начале блокады; одновременно, с 1941 года, работал заместителем Народного комиссара танковой промышленности СССР. Провёл эвакуацию Кировского завода в Челябинск и в кратчайшие сроки развернул производство танков на неприспособленных для этого площадях, при дефиците работников, специалистов, оборудования и сырья. В феврале 1942 года назначен на должность директора танкового завода имени Коминтерна в Нижнем Тагиле (Свердловская область). Не снижая темпов выпуска танков «КВ», организовал производство танков Т-34 и за 33 дня перестроил завод на выпуск новой модели танков. В мирное время такая задача решалась не менее чем за год. С 14 июля 1942 по 28 июня 1943 года занимал должность Народного комиссара танковой промышленности СССР. Затем был освобождён от занимаемой должности и вновь назначен на пост директора Кировского завода в Челябинске. В том же 1943 году на заводе начали выпускать новые танки ИС-2. За время войны Кировский завод выпустил 18 тысяч танков и САУ, 45 000 танковых двигателей, освоил производство 13 типов танков и САУ и шесть типов танковых двигателей. Генерал-майор инженерно-танковой службы (1945). Руководил заводом вплоть до 1949 года. Вероятной причиной снятия с должности называется тот факт, что он стал виновником гибели выдающегося танкового конструктора С. А. Гинзбурга (по приказу Зальцмана Гинзбург был снят с должности за неудачные испытания первых самоходных установок СУ-76 и отправлен на фронт, где и погиб). Депутат Верховного Совета  СССР 2-го созыва (1946—1950). В сентябре 1949 года был исключён из ВКП(б) за связи с арестованными по Ленинградскому делу и делу ЕАК и уволен с работы. По его утверждениям, причиной стал его отказ дать показания по «Ленинградскому делу» против некоторых арестованных высокопоставленных партийных и государственных руководителей, сам же он не был арестован по личному указанию И. В. Сталина, который помнил его военные заслуги. В документах в вину Зальцману были поставлены «затягивание технического перевооружения завода», срыв плана выпуска тракторов более чем на 3000 штук, многочисленные факты «барства», а также «грубое и унизительное отношение к работникам». После освобождения от должности с трудом устроился инженером на машиностроительный завод в Муроме, затем был переведён в Орёл. В 1955 году был восстановлен в КПСС. С 1957 года работал в тресте «Ленгослес». В 1959 году был назначен на должность директора механического завода Ленгорисполкома. В 1986 году ушёл на пенсию. Жил в Ленинграде, где и умер 17 июля 1988 года. Похоронен на Богословском кладбище.



И.Зальцман. Фото из книги "12 историй о любимом городе" (Челябинск, 2012)

В биографической справке, подготовленной Э.Б. Дружининой для энциклопедии "Челябинская область", дополнительно отмечается, что:  "Зальцман Исаак Моисеевич,  Герой Социалистического Труда (1941), лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР (1946),  награжден тремя орденами Ленина (1939, 1941, 1942), орденами Суворова 1-й степени (1945), Кутузова 2-й степени (1945), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1940,1944), орденом Красной Звезды (1943)".



Фотография из книги С.В. Устьянцева "Челябинский тракторный завод" (Екатеринбург, 2008)

"Имя 3альцмана значится в списках памятного зала мемориального комплекса Славы и Победы в Санкт-Петербурге среди особо отличившихся в выполнении заданий фронта в годы Великой Отечественной войны. В 1995 г. в Челябинске на здании заводоуправления ЧТЗ в честь 3альцмана установлена мемориальная доска".




Из сборника " Экскурсионный маршрут №1. По главной улице Танкогдрада" (Челябинск, 2016).

Несмотря на то, что в 1955 г. И. Зальцман был восстановлен в КПСС, партийные историки его имя лишний раз старались не упоминать. Так в книгах, посвящённых истории Челябинской областной организации КПСС ("Очерки истории Челябинской областной организации КПСС" 1977 года и "Ленинская поступь пятилеток" 1986 года), о Зальцмане нет ни одной строчки. Только в книге "На путях революций и коммунистического строительства: Из истории Челябинской городской  партийной организации" 1980 года фамилия Зальцмана "случайно" проскользнула:



Журналисты оказались более объективными, чем партисторики. В книге "Челябинск. Десять путешествий по городу" (Челябинск: Южно-Уральское кн. изд., 1971) приводится целый эпизод, посвящённый И. Зальцману:



О других разговорах Зальцмана со Сталиным есть в книгах В.Д. Павленко "Южный Урал. Великая Отечесвенная война: к 70-летию Дня Победы (Челябинск, 2014) и С.В. Устьянцева "Челябинский тракторный завод" (Екатеринбург, 2008):








Празднование 70-летия Дня Победы казалось бы было хорошим поводом для обсуждения личности Зальцмана. Но историки немного тормознули и основные материалы опубликовали лишь в следующем 2016 году. Так в материалах конференции "Гороховские чтения" 2015 г. была опубликована только статья А.В Сушкова "Талантливый танкостроитель, один из лучших людей нашей страны». Избрание И. М. Зальцмана депутатом Верховного Совета СССР в 1946 году". Зато в 2016 году в материалах VII конференции "Гороховские чтения" Зальцману был посвящён целый раздел "Исаак Моисеевич Зальцман: оценки личности", включающий пять статей.

Все историки признают заслуги Зальцмана в годы войны. А вот послевоенный период (1946-1949 гг.) оценивают по-разному. Одни считают, что Зальцман зазнался и вёл себя, как царёк, уверившийся в своей незаменимости. Другие историки больше склонны к версии "мальчика для битья". Снятие с должности и исключение из КПСС И. Зальцмана должно было послужить предупреждением для других крупных руководителей. И окончательное решение принимал именно Сталин.

Журналист Александр Афанастевич Золотов в книге "Мы жили тогда на планете другой..." (Челябинск, 2004) приводит воспоминания  Александра Соколова, который работал после войны работал помощником у Зальцмана:



Tags: Зальцман, Танкоград, Увильды, Челябинск, война, история, танки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments