yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote,
yuvlatyshev
yuvlatyshev

Кое-что из архитектурной истории Кыштыма_2.

Оригинал взят у gayaz_samigulov в Кое-что из архитектурной истории Кыштыма_2.
Практически одновременно с храмом началось строительство господского дома. Долгое время все ориентировались на его современный облик, поэтому трактовали его как изначально построенный в стиле классицизма. Несколько лет назад В.М. Свистунов обнаружил в одном из дел Российского государственного Архива древних актов план и фасад первого каменного демидовского дома в Верхне-Кыштымском заводе.


Это двухэтажное здание в стиле барокко. Автор проекта неизвестен. Надо отметить, что в оформлении фасадов дома использован металл – чугунные колонны и балконные решетки со стороны двора, чугунные пилястры и решетки, имитирующие балконные ограждения, со стороны пруда, а также облицовка чугунными плитами верхнего края цоколя здания (точно такая же облицовка цоколя была запроектирована и для церкви Сошествия св. Духа). Это, очевидно, была своеобразная визитная карточка Демидовых – чугунная наружная терраса и чугунные лестницы, ведущие в сад, были важной деталью оформления двухэтажного дворца Г.А. Демидова в Санкт-Петербурге, построенного во второй половине 1750-х гг. Возможно, что дом в Кыштымском заводе проектировал тот же архитектор, что и петербургский дом Г.А. Демидова, но и здесь имя зодчего называют лишь предположительно – не то А.Ф. Кокоринов, не то С.И. Чевакинский…
В уже цитированной ведомости заводской конторы от 4 ноября 1762 г. усадьба описана так: «…Дом господский о двух апартаментах складен собственными ж господина Демидова крестьянами из камня и кирпича в коем имеется 18 покоев. Покрыт сверху деревянным тесом токмо внутри тех покоев еще совершенно недоделано. Около того дому двор, вокруг обнесен каменною стеною. В стенах оного двора состроены и покрыты тесом же 2 погреба с выходом, анбар, зделанный над оными погребами, деревянной, снаружи подмазан по щекотуру извескою, сарай для содержания рогатого скота каменной, сарай же, в коем ставитца будут коляски, сани и прочее, каменной же, кантора с людскими подклеты о четырех жильях и при них двои сени под одну крышу, такмо и еще недокладены…».
Верхнекыштымский 2.jpg
Это фрагмент плана Верне-Кыштымского завода начала XIX в. Двор, естественно, полность обнесен стеной, такая же стена окружала и сад, расположенный на оконечности полуострова.

Дом Демидовых стоял в глубине двора, по боковым сторонам которого вытянулись хозяйственные постройки, которые были также сложены из кирпича: конюшня, каретник, амбар и пр. Две дальние от дома постройки – конюшня и заводская контора служили основаниями для двух шестигранных ассиметричных башен. Башни, как и основная часть надворных служб, были построены вскоре после возведения господского дома. Весь двор был обнесен каменной стеной.
Рис. 6.JPG
Это рисунок башен 1840 года - пока что самый ранний из известных, точнее, единственный. Решетка, показанная на рисунке, сменила каменную стену уже в ходе перестройки усадьбы Григорием Зотовым в 1820-х - 1830-х годах, но об этом в следующем посте.
Церковь.jpg
Для сравнения повторю рисунок церкви сошествия Св. Духа, построенной в 1759-1764 годах на острове.
Храм Сошествия Святого Духа в городе Кыштым
Фото церкви до реставрации. Фото лтсюда - http://nashural.ru/Krasota/kishtim.htm

Рис. 7.JPG
Рис. 8.JPG
А это современные фотографии башен.
Башни, построенные над зданием бывшей заводской конторы и каменным амбаром, сохранились до наших дней. По этому же принципу (восьмерик на четверике) построен и центральный купол церкви, расположенной на острове. Судя по характеру кирпичной кладки, большемерным кирпичам, железным кованным связям и декору (сдвоенные пилястры на углах, профилированные карнизы, «сухарики», разорванный декоративный карниз, форма и обрамление оконных проемов), эти башни построены одновременно с господским домом и церковью Сошествия Св. Духа[i]. Особенно явно это обнаруживается при сопоставлении декора храма и башен (рис. 2–3, 5–8). Тем не менее, башни не отмечены ни на одном заводском плане и не упоминаются ни в одной заводской ведомости XVIII – 1-й половины XIX века. Единственное описание этих двух башен выявлено пока только в оценочной ведомости 1897 года, где указано, что «…над лабораторией (бывшая, к тому времени, заводская контора – авт.) кирпичная башня в виде восьмигранника, высотой 3, диаметром 4 сажени, толщина стен 0,35 сажен, крыта железом», «Башня кирпичная, в виде восьмигранника диаметром 6, высотой 3 сажени, толщина стен 0,35 сажен, она на каретнике»[iii]. Тем не менее, на плане 1913 года они вновь не читаются, т.е. никак не обозначены. Башни, имеющие в плане вид восьмигранника, являются, по сути, надстройками над зданиями прямоугольной формы. Последние и обозначались на планах. Диаметр башен определялся параметрами (шириной) построек, поверх которых они строились.

Следующий пост постараюсь сделать про обновление архитектурного облика центра Кыштыма при Григории Зотове, который якобы "ничего не сделал" для развития завода и вообще был "Кыштымским зверем". Этот миф до сих популярен, что самое печальное - в самом Кыштыме...




[i] А.А. Стариков и Р.М. Лотарева почему то отнесли постройку этих башен к середине XIX в., объясняя их появление… приверженностью Л.И. Расторгуева и Г.Ф. Зотова старообрядчеству. По их версии, эти башни были построены уже после перестройки главного здания усадьбы, причем в разное время – такой вывод они делают, исходя из разного диаметра башен. (Стариков А.А., Лотарева Р.М. Город Кыштым – «жемчужина» Южного Урала. – С. 45). В реальности диаметр башен соответствовал параметрам служебных корпусов (флигелей) поверх которых они сооружались, о чем сказано в настоящей статье. Представляется очень странным, чтобы хозяева построили «мощные сторожевые башни при въезде» после того, как каменная стена, по сторонам которой эти башни стояли, была заменена на чугунную ограду. Еще более странно строить главный дом в стиле классицизма и дополнять облик усадьбы "архаичными" башнями – если исходить из логики, предлагаемой авторами, и то и другое было сделано по заказу одних и тех же хозяев, точнее, одного человека – Григория Зотова.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments