yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote,
yuvlatyshev
yuvlatyshev

Первой городской электростанции скоро 100 лет

Оригинал взят у gayaz_samigulov в Первой городской электростанции скоро 100 лет
А сейчас о том, из-за чего, собственно, и появилась эта серия статей - о первой городской станции, построенной в 1916 году. Я (и не только я) уже писал и о доме Первухиа-Колбина и о электростанциях, но это были более лаконичные тексты. А здесь я решил сделать расширенный вариант, добавив туда часть информации ранее практически не публиковавшейся. Так, вторая статья - о задумке челябинских властей построить электростанцию еще аж в 1896 году, и о планах пуска трамвая в 1914 году практически "новая". Ну а сейчас о постройке той электростанции, здание которой и сегодня стоит на задах дома по улице Труда, 66.

20050109_IMG_0016.jpg

Договор с санкт-петербургским купцом Зеленовым на постройку электростанции и организацию трамвая в Челябинске, готовившийся в 1914 году, до выполнения не дошел.Но городские власти не оставляли тему снабжения электричеством без внимания – мощностей станции «Колбина и Кокорева» действительно было недостаточно. Разумеется, колбинская станция не осталась такой же, как и в 1907 году, она дополнялась, расширялась, но сам принцип ее – генераторы, работающие от двигателей внутреннего сгорания, накладывал ограничения. Я приводил в предыдущих статьях замечания городского руководства о том, что электростанция «Колбина и Кокорева» не работала в дневные часы, что лишало владельцев мастерских и малых предприятий возможности использовать в работе электрическое оборудование. Были проблемы и с дублированием оборудования на станции – при выходе из строя генератора подача электричества прекращалась.
А потребности в электричестве Челябинска росли быстро. В связи с начавшейся войной и быстрым ростом населения города эта потребность только нарастала. Очевидно, где-то в конце 1914 г. был заключен договор с компанией Сименс-Шукерт на строительство новой электростанции в Челябинске. Я пишу так потому, что уже в феврале 1915 г. Городская дума рассматривала вопрос о заказе котлов для электростанции. Вопрос решили перенести на продолжение заседания (на другой день), поскольку возникли неясности относительно договора с компание Симменс-Шуккарт. Возможно, неясности касались вопроса – кто же именно должен взять на себя приобретение котлов.
Но строительство новой электростанции шло. Причем это была уже тепловая станция – генераторы должны были приводиться в движение от паровых котлов (как раз покупку таких котлов и обсуждала Городская дума в феврале 1915 года). Насколько можно судить, новая станция строилась на два котла и два генератора, к сожалению, мощность генераторов мне не известна. Под новую станцию строилось и новое здание – обычный кирпичный амбар уже не годился. В феврале 1916 года представитель Русского акционерного общества Сименс-Шукерт обратился к Челябинской думе с предложением – купить у города старую электростанцию с ее демонтажем после пуска новой. Цена предлагалась немалая – 45 тысяч рублей.
Интерес Сименс-Шукерт объясним – все же отсутствие конкуренции (насколько можно понять, эксплуатировать новую станцию должны были то же Симменс). Да и двигатели и генераторы в условиях войны и дефицита вполне востребованы. Дума обсудила вопрос о возможности продажи старой станции по частям, после пуска новой, но пришла к выводу что это не выгодно: «главную ценность составляет медь и продавши ее, трудно найти покупателя на другое оборудование». Город предложил поначалу просто продать старую станцию, желательно, с прибавкой к цене, предложенной Сименс-Шуккерт, еще 3 тысячи рублей, с тем, чтобы акционерное общество выплатило 10 тысяч рублей задатка.
Но в ходе обсуждения и переговоров с инженером фирмы Сименс-Шукерт П.А. Подольским договорились о цене старой электростанции в 47 тысяч. Из них 10 тысяч должны были пойти в счет аванса за второй агрегат (паровую машину) и генератор, а остальную сумму в погашение долга за выполненные работы. Видимо, установка второго генератора была оговорена уже дополнительно, когда стало понятно, что электричества городу нужно все больше. В частности, городские власти озадачились снабжением электроэнергией строящегося элеватора. Судя по содержанию документов, вопрос об установке второго генератора встал незадолго до февраля 1916 года.
В результате договорились на описанных выше условиях. Компания Сименс-Шукерт 26 марта 1916 года объявила: «При подтверждении заказа на вторую паровую машину мы передадим городу все гарантии, взятые от завода Рихарда Поле. Срок изготовления паровой машины Рихардом Полем 31 августа с/г. Изготовление второго генератора 4 месяца со дня получения удостоверения. Срок изготовления генератора гарантируется 150 рублями в неделю».
Не очень понятно, когда все же был пущен первый генератор. В письме от инженера Подольского говорится о пуске не позже 1 июля 1916 года. А по итогам обсуждения Городской думы фигурирует дата 1 октября. Хотя вторая дата может относиться к предполагаемому окончательному пуску электростанции. Как бы то ни было, в будущем 2016 году будет 100 лет с момента пуска большой электростанции в городе Челябинске. Интересно, в компании Сименс знают, что в Челябинске почти сохранилось здание электростанции, построенной их российским отделением в годы Первой мировой войны?
Электростанция, 1925.jpg
Электростанция в 1925 году. Фотография из фондов Челябинского государственного краеведческого музея.

Станция работала на угле, а в случае необходимости, и на дровах. Топливо подвозили по специальной железнодорожной ветке, которая была подведена к электростанции от железной дороги. Электростанция работала и в советское время, но уже к концу 1920-х годов стало ясно, что она не справляется с задачей снабжения растущего города и, в первую очередь, строящихся промышленных предприятий. Собственно, одна из первых крупных промышленных строек в Челябинске периода индустриализации – ЧелябГРЭС. После ее пуска, старая (теперь уже старая) станция стала не нужна в своей прежней роли и вскоре была передана под размещение вагонного депо челябинского трамвая. Таким причудливым образом в 1930- годах снова сошлись две темы, возникшие еще в дореволюционном Челябинске – электростанция и трамвай. Причем на территории бывшей усадьбы, которая одно время принадлежала Василию Михайловичу Колбину, который создал первую в городе электростанцию для снабжения электричеством города и был сторонником организации трамвайного движения в Челябинске.
Отдельно надо сказать о здании электростанции. Это яркий образец промышленной архитектуры эпохи модерна. У нас в городе ничего подобного больше нет. Огромное здание красного кирпича, с большими окнами, сужающимися к верху. Оконные проемы выделены бетонными проемами, которые очень четко выделяются на фоне красного кирпича. Сегодня здание несколько потеряло в облике – некоторые оконные проемы заложены на 2/3, оставлены лишь верхние части. Крыша несколько иначе покрыта и то, что было фронтоном южного корпуса, стало аттиком. Но в целом даже в таком, «усовершенствованном» виде здание смотрится очень своеобразно. А если его восстановить в первоначальном облике, то это будет просто одно из самых красивых зданий города.

20050109_IMG_0050.jpg
Тот самый фронтон, который стал аттиком. А с другой стороны здания его просто снесли....

Первые части рассказа:

http://gayaz-samigulov.livejournal.com/363448.html
http://gayaz-samigulov.livejournal.com/363909.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments