yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote,
yuvlatyshev
yuvlatyshev

К истории челябинских церквей_6 -- Троицкая церковь

Оригинал взят у gayaz_samigulov в К истории челябинских церквей_6 -- Троицкая церковь
Поскольку сегодня Троица, решил актуализировать старую запись, посвященную строительству первого каменного здания Троицкой церкви в Челябинске.
Оригинал взят у gayaz_samigulov в К истории челябинских церквей_6 -- Троицкая церковь

А теперь вернемся к Троицкой церкви, той самой, которая поначалу была Никольской, а потом была перенесена в Заречную часть и переосвящена во имя Святой Троицы. К концу XVIII в. века церковь обветшала, а главное, что была она маленькой и не удовлетворяла потребностям выросшей Заречной части города. Священник Василий Земляницын позже рассказывал: «В прошлом 1795-м году с челябинском третьей гилдии купцом Терентием Дедюхиным между душеспасителными разговорами согласясь единодушно положили намерение вместо приближающейся к совершенной ветхости древяной Троицкой построить в таковое ж именование каменную с пределом Знамения Пресвятыя Богородицы церковь, на что и условились со обоих сторон и подписал он купец Дедюхин тысячу рублей, и строение потом производить общим попечением и наблюдением». Они с Дедюхиным обратились в Челябинское духовное правление, а то, в свою очередь, в Тобольскую духовную консисторию, с просьбой выдать благословенную грамоту. 14 июня 1795 г. архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам подписал грамоту, в которой говорилось: «…в городе Чилябе деревянная Троицкая церковь приходит в ветхость, вместо которой желают они, священник Земляницын и купец Дедюхин, соорудить вновь каменную двухъ етажную церковь, в нижнем во имя Знамения Пресвятыя Богородицы, в верхнем во имя Живоначальныя Троицы, на каковое де построение на прикладныя от боголюбцов деньги подряжены ими делать потребныя материалы, и все попечение ко окончанию строения приемлют они, священник Земляницын и купец Дедюхин, на себя». Новая церковь была обложена 9 июня 1796 г., причем в записи об обложении использовано слово «нижеэтажная».
1819.jpg
План Челябинска, который я датирую 1819-1823 годами ( на плане дата не стоит). В Заречье видны два небольших здания с цифрами "2" и "3" - это и есть старая деревянная Троицкая церковь и "долгострой" новой каменной церкви.

Началось строительство, причем каменщиков В. Земляницын нанял в Тобольске. Однако вскоре выяснилось, что Терентий Дедюхин свои обязательства не выполняет: «купец же Дедюхин с начала заложения не только в наблюдении за строением и в приуготовлении материалов мне ни в чем не помогает но и приложенных им от усердия своего денег тысячи рублей и нисколко по многократным моим надпоминаниям и убедительнейшим прозбам не отдает, отказываясь тем что таковой суммы налице не имеет и при всяком моем надпоминании толко что подтверждает мнимое свое усердие безнадежным обнадеживанием таковым, что естли ж постигнет конец жизнь его то прикажет отдать детям своим, а поелику заложение церкви позволено и оное строение начато в надежде на общую складку купно и с прикладываемыми от доброхотных дателей денгами…». Строить двухэтажную церковь в отсутствие денег было невозможно, и по просьбе Земляницына Тобольская консистория разрешила: «на заложенном фундаменте вместо дву этажной церкви для прочности одно етажную с приделом во означенныя именования строить дозволить, а под придел зделать фундамент новый». Но и здесь дело не пошло – сказывалось безденежье. В 1799 г. священник обратился в городскую думу с просьбой «дабы повелено было купцу Дедюхину о выполнении зделанного им по собственному хотению принятого на себя богоугодного обещания не выполняемого и неправилного  ево, за неотдачею великой и знатной суммы денег продолжителного ево времяни отзыва, за что не пострадать мне напрасного законного суждения». Дедюхин же объяснял, что «деньги со всеусердным моим желанием и отдать долженствую, но как с самого того времяни имел я с казною такой неудачной провиантской подряд, что и исправлял оной по своей обязанности, всех наличных бывших у меня тогда денег не только лишился, но немалою суммою еще и одолжился у частных людей». В общем, вносить, на дело постройки церкви, купцу было нечего. Строительство угасло.
Новый толчок дело постройки Свято-Троицкой каменой церкви получило спустя 30 лет, когда не было уже ни Василия Земляницына, ни Терентия Дедюхина, а Челябинск давно перешел в ведение созданной в конце XVIII в. Оренбургской епархии. «Благочинный протоиерей Петр Ильин рапортом своим от 9-го декабря за № 311 Его преосвященству Аркадию, Архиепископу Оренбургскому и Уфимскому между прочим донес, что на словесный его запрос Г-ну Ахматову сколько ему стоит перестройка Челябинской Троицкой церкви в настоящем виде объявил, что он на нее употребил собственных своих денег более десяти тысяч рублей, сверх же сего на собственный свой кошт подрядил в настоящую церковь сделать новый иконостас написать на оный все иконы в лучшем виде и вызолотить на … ценою за три тысячи пять сот рублей с прибавлением одной тысячи из вкладной церковной суммы». Челябинский купец Максим Сидорович Ахматов, фигура в городе приметная, – пожалуй, главный меценат в те времена. Что характерно – повторилась (только в завершенном виде) ситуация с Казанско-Богородицкою церковью: Ахматов сам нанимал строителей, иконописцев, сам выбирал чертежи. Благочинный поинтересовался этим постольку, поскольку это ему было предписано архиепископом Оренбургским и Уфимским – Ахматов обратился к нему с просьбой разрешить делать иконостас по приложенному плану. Архиепископ план отправил обратно «с тем, чтобы он, г. Ахматов переменил оный на лучший для города приличнейший» и посетовал, что он ничего про Ахматова не знает.   Церковь, построенная Ахматовым относилась к типовым, таких было довольно много построено в период господства классицизма. Эта церковь впоследствии была снесена, а вместо нее выстроена новая, освященная в то же именование. Но это будет уже в начале XX в.
Рис. 10.jpg
Так выглядела Троицкая церковь, построенная на деньги Максима Сидоровича Ахматова.
Подытоживая не очень насыщенную статью, хочется отметить, что при ближайшем рассмотрении становится очень явственным, насколько велико было значение «храмоздателей», т.е. людей, готовых вкладывать деньги в постройку церкви. Это верно для любого города, но их значение особенно возрастало в маленьких поселениях, где собрать деньги на храм было сложно. В таких небольших городках вся тяжесть постройки ложилась на плечи какого-нибудь мецената из зажиточных купцов. А если вдруг с тем приключалась беда, то и строительство резко замедлялось, а то и вовсе останавливалось.
Tags: Заречье, Челябинск, история, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments