yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote,
yuvlatyshev
yuvlatyshev

Наличники Челябинска-2, + ЛИТЕРАТУРА

Оригинал взят у pellenen в Наличники Челябинска-2, + ЛИТЕРАТУРА
Улица Елькина, 5. Рост декоративности наличника достигается путем насыщения поля фронтона резьбой, усложнения силуэта, постепенной трансформации архитектурного наличника в орнаментальный. Умение составить сложные композиции из простых элементов — это было подлинным мастерством. Простые элементы орнамента, с одной стороны, легче выполнялись, а с другой, они были и есть отражение очень древних орнаментальных мотивов в русской культуре. Эти мотивы строятся на ассоциативных образах. Здесь их бережно сохраняли и совершенствовали, это касается ткачества, вышивки, резьбы по дереву. Так в народном искусстве, как и в народной музыке, не отдельный художник, а время обрабатывает мотивы и приводит их в одно стройное целое. Здание отреставрировано.
Улица Елькина, 18. Резьба, разнообразная по форме, технике исполнения. Богатство ее форм и в то же время уравновешенность, яркая выразительность и гармония радуют глаз, заставляют долго любоваться и вызывают глубокое чувство уважения к ее создателям. Но при всем богатстве и многообразии декоративных элементов главным элементом декора, самым активным и виртуозно разработанным, является все-таки наличник окна. Он имеет функциональное значение доски, закрывающей щель между оконной коробкой и бревенчатой стеной. В декоре используется пропильная и накладная резьба. Пропильная резьба получила название по способу ее изготовления — с помощью лучковой пилы. Широко применялась в конце XIX в. Здание отреставрировано.
Улица Елькина, 9. Не сохранились имена резчиков, вероятно, это были простые ремесленники, мастера, получившие профессиональную подготовку в строительных учебных заведениях. Известный краевед В. С. Боже в одной из своих статей8 рассказывал о существовании столяров, плотников, резчиков. Распространению декора и определенных форм резьбы способствовали многочисленные альбомы и руководства, заполненные образцовыми проектами, которые вернулись в народное строительство как пример «высокого» искусства. С помощью специальной литературы, выпускавшейся в начале ХХ века, мастера могли делать шаблоны и по ним изготавливать наличники, двери, кронштейны9. Автор этой работы, ознакомившись с руководствами по изготовлению декора10 в ЦИКНЧ, пришла к мнению, что образцы резьбы на сохранившихся челябинских постройках более образны и выразительны, мастера привносили в них свое видение композиции. В то же время они опирались на имеющиеся образцы для копирования или повторения, и определялись взглядами заказчиков, а также временем возникновения. Несмотря на множество представленных в сборнике вариантов резьбы подлинники мало похожи на предлагаемые варианты, мы убедились в творческом подходе мастеров, изготовлявших резное чудо, вариативность, свобода и мастерство ощущаются в ремесле резчика. В наличниках проведена убедительная реконструкция.
Улица Елькина, 32, 34. Стиль модерн прослеживается в формах декора. Но наличники не существуют отдельно от дома, они воспринимаются в контексте всего здания, в сочетании с другими элементами, плоскостью фасада, поверхностью стены. Подобно объемной, используется пропильная резьба и составляет единое целое с фоном доски. В свете опубликованных на сегодняшний день материалов в народной архитектуре начала XX века прослеживаются специфические варианты взаимодействия архитектурных классических стилевых форм, определяющих стилевое направление эклектика. «Эклектика, широко распространенная в провинциальной архитектуре второй половины XIX века, предполагает неограниченное число вариаций из элементов разных конструкций и форм»11. Как природный строительный и отделочный материал, дерево обладает богатыми декоративно-конструктивными возможностями. Этот материал стимулирует создание декора, а его эстетические качества представляют собой широкую основу для формирования выразительного облика.
Улица Кирова, 98. Купеческий особняк, двухэтажный дом. Техника обшивки тесом в свою очередь характеризуется многообразием и также благоприятствует созданию неповторимого облика фасада. Доски теса располагаются на поверхности стены по горизонтали. Окно — лицо дома, наличники — обрамление, украшение лица. Как по лицу, его выразительности, мимике мы судим о человеке, так и наличники деревянного дома во многом определяют его облик. Резьба располагается по-разному. Резные наличники обрабатывались в основном прорезной и накладной резьбой. Кружево сквозного ажура состоит из простых элементов: круглые отверстия, зубцы, лунки, скобки, кавычки, змейки волнистого, ломаного, S-образного рисунка и т. д. Эти элементы были легки в исполнении и не требовали больших трудозатрат. Резные детали широкими полосами окаймляют основные конструктивно-функциональные элементы здания — подзоры карнизов, окон. Они заполняют поверхности ряда архитектурных элементов, наконец, подчеркивают особо важные с точки зрения композиции элементы фасада.
Улица Кирова, 94. В первой половине ХIХ века развивается торговля, Челябинск растет, появляются богатые избы первых поселенцев. Уездный Челябинск конца ХIХ века замечателен многими домами — усадьбами купцов, интересно выраженных в формах, свойственных дереву. Всем этим произведениям архитектуры свойственны черты, глубоко связывающие их с местными условиями и природными особенностями. На здании проведена реконструкция, наличники имеют сквозную, пропильную и накладную резьбу и сочетание разных приемов расположения тесин.
Улица Кирова, 147. Наличники окон имеют декоративные накладные украшения. Прозрачная пропильная резьба на наличниках, двух- и трехрядные свесы подзоров, оформление карниза на фасаде зданий образуют исключительно декоративное и насыщенное по своей дробности и ажурности восприятие. В городской застройке Челябинска привнесены традиции и опыт деревянного народного крестьянского зодчества. Рассматривая наличник, видим классические детали барокко, классицизма, изобразительные формы древнерусских узоров и вышивок, стилизацию растительного орнамента. Все сплелось воедино.
Применяется сочетание разных приемов расположения тесин. Но воссозданная резьба наличников и подзоров на вторых этажах этих зданий наполовину закрыта рекламой, что создает непривлекательный памятников архитектуры. Единственное здание (ул. Кирова, 147) снабжено табличкой «Памятник зодчества».
Улица К. Маркса, 70. Тип ансамблевой композиции обладает несравненно большими возможностями в решении проблем эстетического преобразования среды. Декор — домовая резьба — зародился как ответ на человеческую потребность в преображении среды и самого архитектурного объекта. Способы декорирования в деревянном зодчестве находят свое выражение в построении пластики конструктивно-декоративных деталей, в разработке наиболее выразительных рисунков света и тени в сочетании с обработкой поверхности, в создании и подчеркивании богатства фактур, текстур, рельефов. То есть декорирование — это формирование эстетических качеств, оптимального внешнего вида объекта, его композиционной характеристики и логики его красоты. Декор предвосхищает акт восприятия, которым завершается сооружение. В этой связи деревянные дома не были только основанием для домовой резьбы, так же, как резьба не была «довеском» к архитектурным формам или их поверхностным украшением.
Путь к синтезу всегда лежит через построение объемно-пространственного ансамбля. Вероятно, становление и развитие домовой резьбы можно еще объяснить живым родством эстетической потребности человека и формы ее реализации. Резной декор в совокупности с пластикой стены является зримым диалогом плотника-резчика и представителей социума. Резьба по-своему озвучивает этот диалог, она ведет мелодический рисунок объемной и рельефной моделировки. Он естественно и органично развертывает свое содержание в архитектурном ансамбле. Скульптурно-рельефные элементы резьбы: колонны, пилястры, наличники — это дети своей матери, а мать их — деревянная архитектура. На фасад, на передний план, на «сцену» своего рода она выводит резной узор-убор. Его образы строятся на различных ритмах, на симметрии, контрасте и пересечениях разного рода линий, плоскостей, фактур, рельефов, ажурных деталей.
Дом симметричный в планировке, имеет трехчастное композиционное решение, с тремя башенками. Дом большой, деревянный этаж сооружен над полным каменным этажом, образуя распространенную по всей России разновидность дома с каменным первым и деревянным вторым этажом. В силуэте постройки прослеживается влияние русского стиля. Построение резного деревянного декора наличников, карнизов, кронштейнов и других декоративных архитектурных украшений подчиняется художественным принципам, свойственным периоду его возникновения. Входы выделены козырьками, имеют вид подъездов. Дом значителен, обшит тесом, доски располагаются и по горизонтали, и по вертикали, и в «елочку». Орнамент накладной резьбы наличников, пилонов, кронштейнов имеет и объемную, и плоскую форму и рельефно выступает от плоскости. Резьба накладная, в виде полуколонн, воспринимается на выступающих вперед из плоскости стены пилонах и обшитых с трех сторон досками торцовых частях бревен. Они получили форму прямоугольных столбов, ритмично располагающихся по фасаду здания. Свес крыши поддерживается крупными резными деревянными кронштейнами. Каждому членению карниза соответствуют накладные элементы, по низу пущена кружевная бахрома тонкой резьбы.
Улица К. Маркса, 66 — улица Цвиллинга, 8. Дом на перекрестке. Перед нами образец городской архитектуры начала XX века в стиле эклектики. Он является ярким, звучным, подлинным памятником истории и культуры начала XX века. Тип постройки — купеческий или мещанский дом с гладким фасадом, равномерным ритмом окон и продольным расположением корпуса, вытянутого параллельно трассе улицы. Избыточное применение декора не только выделяет важный в градостроительном отношении архитектурный объект, но и подчеркивает неординарность функции здания. Обшивка тесом. Как более поздняя и связанная с влиянием стилевой архитектуры техника эта прививалась в Челябинске активно. Выразительность здания отражается в композиции здания способом обшивки в «елочку» и сочетании разных приемов расположения тесин, наличии конструктивных швов на плоскости уличного фасада, представленных не только на углах. Активным средством придания красоты и выразительности фасаду являются наряду с закругленными и возвышенными завершениями оконных проемов равные размеры окон, расположенных в равномерном ритме и украшенных замысловатыми наличниками.
Конструктивность отошла на второй план, изобильным, сложным, замысловатым является декор. В основе декора на вертикальных членениях фасада — ложные пилястры, изображенные способом пропильной и накладной резьбы. Наличник с профилированным карнизом и с завершениями в виде закругленного по форме окна фронтона. Здесь мы наблюдаем многие формы и декоративные мотивы классицизма — акантовые листья, завитки волют капителей ионического ордера, ордерная форма колонны, в завершении ее угадывается некое подобие капители с абакой, каннелюрами и внизу — базы. Все это в трансформированном виде перекочевало в резьбу. Ощущается театральность и даже некоторая наивность облика. Очень похожие по структуре декора наличники домов — по улице Свободы, 18, улице Цвилинга, 20.
Улица Цвиллинга, 20. В облике здания благодаря декоративному решению просматриваются театральность и в тоже время мастерство изготовления. Боковины наличника имеют вид сложных, составленных из резных элементов замысловатой формы пилястр.
Содержание и выражение русского стиля конца XIX — середины XX века в искусстве определено Е. И. Кириченко12. Ученый всесторонне исследует эклектику в архитектуре XIX — начала XX века. В своей монографии, посвященной русской архитектуре, он пишет: «Основные ценностные категории XIX столетия, связанные с напряженными поисками основ национальной самобытности, идентичности и осмысления опыта всей отечественной культуры в духе православной традиции, в архитектуре ассоциировались с “русским стилем”»13. «Выступающий карниз, кронштейны, покрытые декоративной накладной резьбой, украшающей фасад деревянного дома, создают устойчивость, архитектурность облика».
Улица К. Маркса, 62. Постройка явно конца XIX века. Широкий, приближающийся к квадрату корпус с минимальным периметром наружных стен (в целях сохранения тепла), отапливаемые сени и передние комнаты. На улицу выходят парадные комнаты большой площади. Деревянный дом до сих пор сохранил ставни. Ставни — признак и принадлежность домов, тяготеющих к середине XIX века. Пожалуй, наиболее характерный для Челябинска вид наличника имеет именно этот дом. Исследователь Н. Н. Соболев дает яркие сравнительные характеристики резного убранства и делает своеобразные выводы как в целом по истории развития декора, так и по отдельным его видам: «…имея общие основные мотивы орнамента геометрического характера, и скандинавская и русская резьба… все же в целом расходятся не только в одной “геометричности” вырезанного орнамента, но и во всей вообще трактовке и в самом подходе к выполняемому узору. В шведской и норвежской резьбе больше динамики, больше углов, беспокойно бегущих и пересекающихся линий,— в русской резьбе больше спокойствия, ясности и устойчивости».
Улица Советская, 20а. Форма и характер наличников чрезвычайно разнообразны, своеобразие их зависит от многих причин, например, от времени сооружения дома. Перед нами тип крестьянского дома, и вместе с тем в оформлении наличников просматривается прототип греческих капителей — это очень интересное сочетание форм. Оформление оконных проемов, наличников — поле приложения декораторского таланта народных ремесленников. Детали наличника имеют рамочную конструкцию «в паз и гребень». Составлены из множества фрагментов различного размера и конфигурации. Типичный уральский наличник, со ставнями. Очелье многослойное. Верхняя часть очелья состоит из выступающего карниза и трехслойного декорированного фриза из профильных реек, самая нижняя из которых украшена зубчатым орнаментом. Под карнизом располагается центральная продольная часть очелья, представляющая собой доску с накладной резьбой геометрического узора симметричной формы, в центре ромб, по сторонам треугольники. Доска снизу украшена резными «сухариками». Две боковые тяги не декорировались, потому что имеют ставни, но представляют собой стилизованные полуколонны. В верхней и нижней части этих колонн просматривается стилизация капители, образованной из пятичастного наслоения общей рамочной конструкции с выступающим карнизом. Здание и резьбу его необходимо срочно спасать.
Улица Советская, 18. Большая высота и просторность помещений, высокие окна, часто сдвоенные, с крупными стеклами, кажутся удивительными для Урала, для продолжительной и суровой зимы. Очевидно, потребность в солнце брала верх над соображениями экономии тепла. Здесь использованы стрельчатые завершения наличника.
Улица Свободы, 24. Наличник на окне в русской избе — это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность. Просматривается сочетание глухой резьбы с накладной объемной, размещенной на фоне фигурной доски фронтона. Даже такой знаменитый мотив, как солнышко, можно с равным основанием вести от классицизма (полусолнце) и предметов народного искусства. Люди украшали свои дома разными деревянными узорами, тем самым пытались оградить их от злых духов. Здесь мы видим резные розетки и «солнца» на фронтонах наличников, выполненные в технике глухой резьбы, которые относятся к наиболее древнему типу наличников. М. В. Василенко в своей работе сделал замечательный вывод, ставший одним из научных положений: «…древние мотивы, техника, приемы, закрепляясь коллективным искусством, в творчестве мастеров приобретали новую жизнь и никогда не воспринимались их творцами <…> как архаические». Подобные фрагменты фронтонов сохранились в коллекции Музея искусств Челябинска. Резьба напоминает скобчатую резьбу, которая выполняется полукруглой стамеской. В другом случае из коллекции Музея искусств «солнце» выполнено ножом несложной геометрической резьбой. Такая резьба более долговечная, фрагменты такой резьбы не скалываются.
Улица Свободы, 22а. Дом бревенчатый. В народной традиции фасад деревянного дома понимается как самая органическая и семантически значимая часть жилой постройки. Он представляет собой системно продуманный и зрительно целостный образ. Богатство и выразительность их мотивов поразительны. В полях подоконных и надоконных частей наличников русские мотивы, стебли растений, орнаментальные мотивы в виде завитков; наличники имели когда-то ставни. Соединились здесь и древнерусские, и барочные, и классицистические черты. В целом при эклектическом варианте решения композиции все-таки сохранялась классицистическая схема построения центрической композиции с ясно выраженной доминантой. Детали накладной резьбы, в отличие от глухой, выполняются мастером отдельно, тщательно моделируются и затем с помощью длинных тонких гвоздей без шляпок набиваются на основу — доску. Накладная резьба получила широкое распространение в конце XIX века.
Улица Свободы, 18. Мещанский дом с неповторимой резьбой. Так или иначе, но исходным для жилого деревянного дома второй половины XIX — начала XX века явился наиболее простой тип жилого дома с равномерным ритмом окон, равномерным распределением декора на фасаде, с минимально выделенным центром. Имеется четырехскатное перекрытие. Здание полуразрушено, типично для деревянной архитектуры Челябинска начала XX века. Схожий вариант с декором дома по улице Цвилинга, 8. Фронтоны наличников округлены и увеличены в размерах. То же следует сказать о резьбе, украшающей пилястры, которые прикрывают места стыка наружных и внутренних стен, образуя на фасаде своеобразный конструктивный, но декоративно обработанный шов. На цельную пластину, закрывающую шов и являющуюся конструктивным элементом — собственно пилястрой,— накладывается другая, декоративная, а ее поверхность, в свою очередь, дополнительно покрывается резьбой. Она имитирует архитектурные элементы растительным узором.
С аналогичной трактовкой колонн и пилястр, даже с чисто зрительно сходными решениями, мы встречаемся в каменных храмах барокко. Восходящее к прототипам архаичным, с точки зрения стилевой архитектуры, декоративное убранство было источником живым и близким, авторитетным и понятным для мастеров, сооружавших деревянный дом. Еще один источник декоративных мотивов — вышивки, скобянка. Народное зодчество и стилевое в своем развитии во второй половине XIX века различаются довольно отчетливо. К произведениям стилевой архитектуры или сооруженным по образцу проектов, созданных профессиональными зодчими, относятся постройки с усложненной объемной композицией и силуэтом и с исключительным применением пропильной резьбы без примесей глухой или объемной. Богато профилированные элементы и детали, боковые колонки резные и с накладной ажурной резьбой — все разнообразие форм и стилей сплелось в гармонический и уравновешенный образ. Как жаль, что деревянный дом уже никто не собирается спасать, обвалились потолок, стены.
Улица Труда, 56. Дом полукаменный, принадлежал крестьянину Дмитрию Ивановичу Пчелину, построен в 1886 году. Дом с особенно богатым и живописным силуэтом. Собственно угловая часть над крыльцом, на крыше, приобретает башнеобразный объем, там располагается четырехугольная башенка, которая увенчана декоративным замысловатым шпилем. Благодаря композиционному центру — тройному окну, башенка уравновешивает композицию и в то же время задает динамику всему композиционному строю. Окна различной ширины сближены в центре в тройное окно. Обрамление окна, имеющего стройные вытянутые пропорции, представляет законченное художественное произведение. Но оформление окна — не самостоятельная задача. Оно всегда подчинено общему композиционному замыслу. Обрамления близко поставленных окон смыкаются между собой, их верх накладывается на спускающийся фриз карниза. Тектоника и фактура этого поля также не остаются без внимания. Художник-мастер глубоко понимает роль и значение контраста и умеет придавать полю стены (фону) структуру, наиболее способствующую выявлению декора. Здесь деревянные срубы остаются не обшитыми.
Частое чередование горизонтальных теневых полос крепко связывает и прекрасно выявляет декор окон. Сейчас стена окрашена в зеленый цвет. Плоскость фасада оформляется пилястрами, рельефные накладки которых декорируют их под колонну. Выступающие светлые элементы многослойного дробного декора карниза наличника, выполненные в технике пропильной резьбы, образуют энергичный сильный горизонтальный ритм резного геометрического ажура. Все элементы выполнены в строгом классическом стиле, стройны, их поле так облегчено декоративным накладным узором, что они служат скорее обрамлением фасадных плоскостей. Утрачен навес над подъездом, поддерживавшийся, вероятно, также более простым профилированным подкосом или стойкой, или легким, металлическим, узорчатым кронштейном. Здание очень интересно, требует реставрации.
Улица Труда, 64. Здание после реставрации, типичный пример мещанской усадьбы. Дом обшит досками. Эта обшивка создает строгий фон с заметным ритмом горизонтальных линий — рустов. Междуэтажный пояс обшит вертикально. Это способствует созданию вертикальности общего строя здания. Мотивы декора, украшавшие предметы крестьянской утвари, крестьянские вышивки, плетенка, которая сопровождала старинные миниатюры древних рукописей,— все это приспособленные зодчими-профессионалами к технике пропильной резьбы на наличниках. Основным средством достижения выразительности и разнообразия облика дома стал их размер и этажность.
Улица Труда, 82. Дом Степановых, построен в конце XIX века. Выглядит значительно, первый каменный этаж со сравнительно высокими помещениями мастерских, складов или погребов. Дом издали и с противоположной стороны улицы воспринимается целиком, во всей логике членений и соотношений основных элементов здания. В центральной части композиции придано усложненное трехчастное строение. Здание после реставрации, имеет вид старинного особняка.
Эта разновидность силуэтного решения, встречающаяся обычно в домах рубежа XIX—XX веков, основывается на дальнейшем обогащении исходной трехчастной схемы. Фасад с резным декором, но над ним устроены куполообразные завершения со шпилем. Слияние пользы и красоты в ансамбле постройки с особой силой проявилось в приемах устройства кровли — завершения всего сооружения. Примечательно, что у русских вообще было особое отношение ко всякого рода покровам, в том числе к кровлям домов. На снимках старого Челябинска можно наблюдать следующее: у богатых сооружений были кровли затейливой формы (например, бочечная — в виде бочек, в виде палатки-покрытия на четыре ската, пирамидальная — в виде шатра, луковичная — округлой формы). Иногда же по всему периметру делали теремки — углубления полукруглого или сердцеобразного рисунка, расположенные по всей кайме кровли. В наличниках ставятся своеобразные вазоны — вазы на ножках. Такие же вазоны, но смотрящие вниз, или шары со шпилями завершают нижнюю часть боковин. Здание и декор — после реставрации.
Улица Труда, 88. Дом В. Г. Жуковского, одного из первых врачей Челябинска. Построен на рубеже XVIII—XIX веков. Здание и декор реконструированы.
Деревянная архитектура Челябинска — это великолепное художественное наследие. Сохранившиеся до наших дней произведения деревянного зодчества стали сейчас достопримечательностями. Они вплетаются в архитектурную ткань современного Челябинска и придают его облику индивидуальность, своеобразие.
Декор в дереве создан руками простых народных умельцев, чьи имена неизвестны. Все они обладали природным художественным вкусом, отлично владели своим ремеслом и в творчестве органически использовали и богатые традиции и новшества городской архитектуры по предлагаемым образцам. На этой основе они создавали и отрабатывали художественные приемы, которые повторяли в различных сочетаниях на разных зданиях. Они всегда варьировали их, внося в каждую композицию новые и свежие элементы, в этом смысле их ремесло является подлинным искусством импровизации. Примечательно, что на территории области картина аналогичная, можно выделить характерный тип наличника.
Для улучшения экологической обстановки и роста национального самосознания необходимо кардинально изменить подход к использованию наследия деревянного зодчества Челябинска. Разработать и принять местные законы, учитывающие специфику памятников истории и культуры, ориентировать профессиональное архитектурное образование на использование исторического потенциала города в процессе его развития. Важно расширять пропаганду историко-культурного наследия и деревянного зодчества Челябинска. В качестве первоочередных мер необходимо проводить в историческом центре Челябинска реставрацию деревянных строений.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М., 2000.
2 Мочалова М. П. Деревянное зодчество старого Челябинска. Челябинск, 1973. С. 25—37.
3 Преображенская Г. А. Модерн в деревянной архитектуре г. Челябинска (по материалам, собранным в 1960-х гг.) // Челябинск неизвестный: краеведческий сборник / сост. В. С. Боже. Вып. 3. Челябинск, 2002. С. 133—146.
4 Москалева В. Н. Художественно-декоративные приемы Южно-Уральского народного жилища (19—20 вв.) // Народное искусство Южного Урала. Челябинск, 1998. С. 11—13.
5 Шабалина Н. М. Музейная практика по изучению, собиранию, экспонированию памятников народного искусства Южного Урала // Там же. С. 10—11.
6 Маковецкий И. В. Памятники народного зодчества среднего Поволжья. Москва, 1954; Он же. Памятники народного зодчества русского Севера. М., 1955.
7 Воронов В. С. Источники народного творчества из наследия // Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного творчества. М., 1991. С. 66.
8 Боже В. С. Ремесленники дореволюционного Челябинска: численность, состав, специализация // Народное искусство Южного Урала. Челябинск, 1998. С. 54.
9 Мотивы деталей разных частей деревянных построек: руководство для архитекторов, инженеров, домовладельцев, подрядчиков, столяров и плотников / сост. архитектор-художник Н. К. Квашнин. М., 1910.
10 Альбом простейших архитектурных деталей деревянных и кирпичных зданий в помощь мастеровым, десятникам и учащимся составил по Шатебургу, Липольду, Винтеру, Келлеру, Вазастерна и другим источникам инженер московского уездного земства Ф. А. Данилов. М., 1910.
11 Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830—1910 гг. М., 1982. С. 102.
12 Кириченко Е. И. Обозначение, содержание и выражение русского в русском искусстве XVIII — начала XX веков // Русское искусство второй половины XIX — начала XX века: сб. науч. тр. М., 1992.
13 Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830—1910-х годов. М., 1978.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments