yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote,
yuvlatyshev
yuvlatyshev

Как автотранспорт изгоняли с исторических площадей. Мировой опыт

Оригинал взят у visualhistory в Как автотранспорт изгоняли с исторических площадей. Мировой опыт
Когда-то все улицы и площади мира принадлежали пешеходам, потом их начали теснить на обочины конные экипажи, потом всё заполонили автомобили, оставив двуногим минимум жизненного пространства.
Уже в 1960-е годы люди стали догадываться, что это неправильно. "Реконкиста пешеходов" началась с исторических площадей.
Сейчас уже трудно представить, что любимые места народных гуляний, заполненные отдыхающими и толпами зевак-туристов, ещё относительно недавно были ... обычными автомагистралями или автостоянками!
Давайте окинем беглым взглядом некоторые из отвоёванных у машин территорий.

Я решительно не могу себе представить, что московская Красная площадь, наша святая святых, до 1963 года была весьма оживлённой автодорогой:
1958 Москва Wein Sarolta.jpg

До 1930-х по ней ещё и трамваи ездили, а Генплан 35-го предусматривал превращение в Мавзолейный проспект со сносом храма Василия Блаженного.

Огромная Манежная площадь принадлежала автомобилям до 1996 года:
1963−1964.jpg

Теперь там отдана пешеходам не только сама площадь, но и ряд прилегающих к ней улиц и проездов.
А так было в 1959-м:
1959 Москва3.jpg

Дворцовая площадь в нашей Северной Столице тоже была проезжей:
Дворцовая до 1967.jpg

Процесс деавтомобилизации исторических площадей затронул и небольшие города.

Например, в Дмитрове около 2000 г. стала пешеходной бывшая Торговая площадь (ныне Советская):
DSC00541.JPG

Она же в конце 1940-х (вид в другую сторону):
1947-55 Дмитров Торговая Революции Советская.jpg

Конечно, не все исторические площади можно освободить от наземного транспорта целиком, по крайней мере, без строительства туннелей.
Поэтому автомобилям всё-таки оставляют минимум для проезда.

Вот какой была Софийская площадь в Киеве 1970-х:
Bogdan Khmelnitsky Square in Kiev

А такой стала теперь:
DSC_0087.JPG

Кто бы мог подумать, что древняя Ратушная площадь Таллина примерно до 1980 года была обычной автостоянкой?
1960 Таллин Ратушная пл Евгений Умнов.jpg

Теперь там представить такого просто невозможно:
Raekoja plats-aerofoto.jpg

Большой парковкой была не менее древняя Староместская площадь в Праге до конца 1970-х:
1966 Prague.jpg

Теперь на ней можно увидеть лишь экскурсионный и "декоративный" ретро-транспорт. Да и то, где-нибудь по краям.

DSC00162.JPG


В Гданьске машины давно не ездят по Долгому Рынку.
В 1960-е ещё ездили, хоть и не много:
1969 Langermarkt Dlugi Targ.jpg

В Варшаве на Рыночной площади в 1969-м большая парковка:
rynek-starego-miasta-1969-2.jpg

Даже во Флоренции на площади Синьории в 1950-е была автостоянка:
1958 Флоренция.JPG

Такой была раньше любимая площадь мадридцев Пужрта-дель-Соль:
Puerta del Sol 1950s.JPG

Несколько радикальных реконструкций сделали её такой:
Puerta del Sol.jpg

В португальской Браге вообще весь автотрафик в историческом центре загнали под землю.
Было так:
Braga_old10.jpg

Стало так:
P6270437.JPG

Не стоит думать, что это лишь европейская мода.
Примеры можно найти и в других частях Света, пусть и пореже.

Бангкок раньше:
1988 Bangkok.jpg

Бангкок теперь:
1988 Bangkok2.jpg

Соборная площадь в Гаване, 1955:
vintage-kodachrome-slide_life-cuba-1955-22.jpg

Теперь:
Catedral.jpg

После этого главная площадь Мехико смотрится просто образцом дикого варварства:
Mexico.jpg
Думаю, там эту дорожку перед собором скоро тоже уберут.

Следующий пост будет о том, как автомобили изгоняли с городских улиц.

Напишите в комментариях о других известных вам примерах.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments