yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote,
yuvlatyshev
yuvlatyshev

Как автотранспорт изгоняли с исторических площадей. Мировой опыт

Оригинал взят у visualhistory в Как автотранспорт изгоняли с исторических площадей. Мировой опыт
Когда-то все улицы и площади мира принадлежали пешеходам, потом их начали теснить на обочины конные экипажи, потом всё заполонили автомобили, оставив двуногим минимум жизненного пространства.
Уже в 1960-е годы люди стали догадываться, что это неправильно. "Реконкиста пешеходов" началась с исторических площадей.
Сейчас уже трудно представить, что любимые места народных гуляний, заполненные отдыхающими и толпами зевак-туристов, ещё относительно недавно были ... обычными автомагистралями или автостоянками!
Давайте окинем беглым взглядом некоторые из отвоёванных у машин территорий.

Я решительно не могу себе представить, что московская Красная площадь, наша святая святых, до 1963 года была весьма оживлённой автодорогой:
1958 Москва Wein Sarolta.jpg

До 1930-х по ней ещё и трамваи ездили, а Генплан 35-го предусматривал превращение в Мавзолейный проспект со сносом храма Василия Блаженного.

Огромная Манежная площадь принадлежала автомобилям до 1996 года:
1963−1964.jpg

Теперь там отдана пешеходам не только сама площадь, но и ряд прилегающих к ней улиц и проездов.
А так было в 1959-м:
1959 Москва3.jpg

Дворцовая площадь в нашей Северной Столице тоже была проезжей:
Дворцовая до 1967.jpg

Процесс деавтомобилизации исторических площадей затронул и небольшие города.

Например, в Дмитрове около 2000 г. стала пешеходной бывшая Торговая площадь (ныне Советская):
DSC00541.JPG

Она же в конце 1940-х (вид в другую сторону):
1947-55 Дмитров Торговая Революции Советская.jpg

Конечно, не все исторические площади можно освободить от наземного транспорта целиком, по крайней мере, без строительства туннелей.
Поэтому автомобилям всё-таки оставляют минимум для проезда.

Вот какой была Софийская площадь в Киеве 1970-х:
Bogdan Khmelnitsky Square in Kiev

А такой стала теперь:
DSC_0087.JPG

Кто бы мог подумать, что древняя Ратушная площадь Таллина примерно до 1980 года была обычной автостоянкой?
1960 Таллин Ратушная пл Евгений Умнов.jpg

Теперь там представить такого просто невозможно:
Raekoja plats-aerofoto.jpg

Большой парковкой была не менее древняя Староместская площадь в Праге до конца 1970-х:
1966 Prague.jpg

Теперь на ней можно увидеть лишь экскурсионный и "декоративный" ретро-транспорт. Да и то, где-нибудь по краям.

DSC00162.JPG


В Гданьске машины давно не ездят по Долгому Рынку.
В 1960-е ещё ездили, хоть и не много:
1969 Langermarkt Dlugi Targ.jpg

В Варшаве на Рыночной площади в 1969-м большая парковка:
rynek-starego-miasta-1969-2.jpg

Даже во Флоренции на площади Синьории в 1950-е была автостоянка:
1958 Флоренция.JPG

Такой была раньше любимая площадь мадридцев Пужрта-дель-Соль:
Puerta del Sol 1950s.JPG

Несколько радикальных реконструкций сделали её такой:
Puerta del Sol.jpg

В португальской Браге вообще весь автотрафик в историческом центре загнали под землю.
Было так:
Braga_old10.jpg

Стало так:
P6270437.JPG

Не стоит думать, что это лишь европейская мода.
Примеры можно найти и в других частях Света, пусть и пореже.

Бангкок раньше:
1988 Bangkok.jpg

Бангкок теперь:
1988 Bangkok2.jpg

Соборная площадь в Гаване, 1955:
vintage-kodachrome-slide_life-cuba-1955-22.jpg

Теперь:
Catedral.jpg

После этого главная площадь Мехико смотрится просто образцом дикого варварства:
Mexico.jpg
Думаю, там эту дорожку перед собором скоро тоже уберут.

Следующий пост будет о том, как автомобили изгоняли с городских улиц.

Напишите в комментариях о других известных вам примерах.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments