yuvlatyshev (yuvlatyshev) wrote,
yuvlatyshev
yuvlatyshev

...без воды, и ни туды, и ни сюды...

Оригинал взят у gayaz_samigulov в ...без воды, и ни туды, и ни сюды...
IMG_1006.JPG
Снимок сделан в 2010 году, сейчас все гораздо хуже...
На улице Свободы, по адресу Свободы 6 и 8 стоят два здания, по внешнему виду относящиеся к эпохе еще царской России.
IMG_1004.JPG

Одно здание каменное, другое деревянное, пожалуй, они составляли когда-то единый комплекс, но сказать, для чего они были построены и когда, сегодня, наверное, мало кто сможет. Попробуем выяснить историю этих построек.
Как известно, в 1892 году до Челябинска дошла железная дорога – было завершено строительство ветки Златоуст–Челябинск. Более того, сразу же было начато строительство Западно-Сибирской железной дороги (до Омска) и ветки Екатеринбург–Челябинск. Здешняя станция в ближайшей перспективе становилась узловой. Железнодорожная станция, тем более узловая, это сложный организм. Для того, чтобы этот организм действовал было нужно много чего, и в числе главных потребностей – вода. Воду заливали в котлы паровозов, вода была нужна для мытья вагонов, на нуждя персонала, для обеспечения потребностей железнодорожников, живших в поселке (вновь образованном) рядом со станцией. Собственно, еще в альбоме исполнительных чертежей постройки Златоуст-Челябинской железной дороги приведены чертежи двух типов водонапорных башен, которые должны были быть построены на станциях. На крупных станциях «сдвоенные» башни, рассчитанные на больший объем бака, а на обычных станциях – простые «свечки», которые мы и сегодня зачастую видим, проезжая по железной дороге.
Но воду в водонапорную башню надо откуда-то закачать. А станция Челябинск оказалась несколько удалена от мало-мальски крупных источников воды – примерно на равном расстоянии от нее были река Миасс и озеро Смолино. Колодцы не дали бы нужного количества воды. Предпочтение было отдано Миассу, то есть в качестве источника воды была выбрана река. Но от реки надо было довести воду до станции, а кроме того, ближайшие к станции участки Миасса находились на территории города Челябинска и, соответственно, были в чьем-то владении. Данных не очень много, но восстановить картину строительства водокачки и водопровода примерно мы можем.
В Раскладочной ведомости налогам с недвижимых имуществ на 1894 год указанано: «(Двор) Фельдшера Василья Степанова Толстых –  (отошел) Казне под устройство водокачки Златоуст-Челябинской железной дороги, на основании отношения … от 19 декабря 1894 года». То есть двор Василия Толстых был куплен (или «взят» в силу большой необходимости) лишь в самом конце 1894 года. Получается, что станция первые два, а то и три года своего существования была без нормального водоснабжения? Но есть «План части города Челябы с показанием водокачки и расположенных около нее усадебных мест», точнее, копия с этого плана, снятая 6 октября 1893 года.
План 1893 года, где показана водокачка жд.jpg

На этом плане показана уже существующая водокачка и «предполагаемый бак» диаметром 8 сажен (около 15 метров), объемом, возможно, 12 000 кубических аршин (аршин – 71, 12 см). И расположены они как раз на месте двора Василия Толстых. На этом же плане показана труба, идущая от реки к зданию водокачки, а затем от водокачки, по улице Ахматовской (Свободы). Кстати, до революции улица Свободы к югу от улицы Южной (Ленина) называлась Водопроводной, видимо, именно потому, что по ней шла водопроводная труба к станции.
Но если передать обычным языком те факты, которые мы имеем, то получается, что в 1892, максимум в 1893 году двор у фельдшера Толстых забрали под казенные нужды, построили водокачку, проложили трубопровод до станции Челябинск. А официально оформили передачу земельного участка уже в конце 1894 года. В какой степени добровольно, а в какой принудительно Толстых уступил свой участок и за какие деньги, сейчас сказать сложно. Уже в 1895 году были куплены дворы Лариона Ионовича Степанова и коллежского советника Ивана Николаевича Балкашина. Затем железной дороги отошли почти все дворы по улице Ахматовской, стоявшие по берегу Миасса, точнее, 8 дворов.
Можно попытаться реконструировать общую схему водопровода Златоуст-Челябинской железной дороги, исходя из знаний об устройстве челябинского городского водопровода, организованного позже, в 1906–1911 гг. Должен был быть бассейн, или бак, куда поступала вода из реки вода, фильтры для воды на входе собственно в  трубопровод, то есть перед насосной. Естественно, помещения для обслуживающего персонала и сторожа. На другом конце трубопровода, на станции – должна была стоять водонапорная башня. На башню вода подавалась с помощью насоса. Бак, стоявший на башне, должен был обеспечить потребности в воде на ближайшее время (в пределах суток), в случае аварии на водокачке, или проблем на трубопроводе. Из башни вода поступала в места потребления самотеком, за счет перепада высот. Постройки возле реки Миасс кратко описаны в Раскладочной ведомости на 1901 год: «Дом деревянный в 5 комнат, крыт железом. Водокачка». Впоследствии эти постройки в «Раскладочных ведомостях» не указывали, поскольку налогом они не облагались…
Этот водопровод использовался для нужд железной дороги и город к нему отношения не имел. Однако были исключения. В частности, отвод трубы был сделан к Одигитриевскому женскому монастырю (располагался в квартале, где сейчас находится Областная администрация). А в сентябре 1902 года, когда достраивался Народный дом, Челябинский уездный комитет Попечительства о народной трезвости обратился в городскую управу: «Управление Самаро-Златоустовской железной дороги разрешило Комитету примкнуть водопроводом к ветви монастырского водопровода. Имея согласие от настоятельницы местнаго женскаго монастыря, Комитет имеет честь покорнейше просить Городскую управу разрешить произвести раскопки канав для укладки водопроводных труб по площади от монастырской ветки по направлению к заднему углу Народного дома, что у усадьбы Батракова. Комитет считает долгом сообщить, что трубы имеют быть уложены на глубине 4 аршин (более 2 метров – Г.С.), что во время работы канавы будут ограждены загородками, а по укладке труб имеют быть немедленно засыпаны и утрамбованы; а стречающиеся на пути работ дороги не будут раскапываемы, а под ними будут пробиты шурфы. И что при Народном доме будет поставлен пожарный кран для общего пользования…». Продвинутые были люди – и канавы огораживали, и под дорогами «проколом» трубы прокладывали, и пожарный кран устроить пообещали. Надо полагать, что устроили. Кстати еще одна символическая дата – годовщина установки первого пожарного крана в городе.
Так что эти два здания у реки Миасс, по улице Свободы – первая водокачка в Челябинске. И имеют прямое отношение к истории железной дороги и нашего города. А водопровод, пусть даже и не городской, у нас появился уже 120 лет назад…

Сад-остров и водокачка
Нынешний вид здания. Фото Ю. Латышева.
yuvlatyshev сделал пост про мост на Сад-остров и про водокачку, где поместил фото, присланное Дмитрием Кипниссом, праправнуком священника Неаполитанова:

Сад-остров и водокачка

На фото видна водокачка и три трубы. Трубы, возможно, не все относятся к водокачке - из-за дальнего расстояния вполне может быть искажение. Но одна-две трубы, скорее всего связаны с ней. Насосы не могли работать сами по себе, их долны были приводить в движение двигатели -- или нефтяные (дизельные), или электрические. Электричество в ту пору в Челябинске тоже было дефицитом... А генераторы опять таки работали от движков, либо же от паровых машин. Трубы, скорее всего, как раз и связаны с момещением, где стояли дизельные агрегаты. Хотя трубы больно капитальные, но предположить наличие при водокачке паровой электростанции будет довольно смело. Будем надеяться, что удастся разобраться с этой загадкой.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments